Вообще-то Жан-Поль Бельмондо с точки зрения внешности не слишком соответствует расхожему представлению о том, как должен выглядеть французский сердцеед. Погнутый в дни боксёрской юности нос, крупные и далёкие от изящества черты лица, большие губы, которые украшают женщину, но мужчину делают нелепым – таков портрет Бельмондо. Вот Ален Делон, с его ангельским лицом и демоническими глазами, совсем другое дело, вот это роковой красавец. Однако Бельмондо если и не превосходил в свои лучшие годы (а таковыми для него были 70-е прошлого века) Делона по популярности, то уж точно не уступал ему.
Человек, воспитанный в Лувре
Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года в одном из парижских предместий в самой настоящей творческой семье. Его отцом был французский скульптор итальянского происхождения (поэтому исторически правильным вариантом произношения фамилии актёра будет тот, в котором ударение падает на второй слог) Поль Бельмондо, мать являлась художницей. К тому же Бельмондо-старший всячески воспитывал в сыне вкус к прекрасному, едва ли не каждые выходные совершая с ним экскурсии в Лувр и в другие парижские музеи. В связи с этим раннее увлечение Жана-Поля артистической профессией выглядит вполне естественным. Правда, до двадцатилетнего возраста интерес к театральному искусству соседствовал в юноше с любовью к спорту, а конкретнее, к боксу, в котором он достиг немалых успехов – звание чемпиона Парижа это вам не шутка. Но искусство всё-таки пересилило, и Бельмондо поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства. Собственно, обучению в Консерватории он был обязан первому появлению в кино – в 1956 году он попал в фильм, посвящённый Мольеру и его произведениям. Хотя сам Бельмондо, хоть и окончил это учебное заведение, был от него не в восторге, оно казалось юному бунтарю слишком академичным, слишком ориентированным на классический репертуар и оторванным от реальности. Однако он смог удовлетворить своё стремление к более актуальному искусству, начав с 1957 года сниматься у молодых французских режиссёров, в том числе и в картине 1958 года «Будь красива и помалкивай», где главную скрипку играл тогда ещё тоже лишь начинающий Делон (впрочем, в одном кадре они ни разу не повстречались).
Олицетворение французского авантюризма
Но по-настоящему карьера Бельмондо в большом кино началась с его, пожалуй, самой знаменитой роли в картине-манифесте Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» (1960). Образ Мишеля Пуакара - беспринципного, способного на злодейство, но при этом очаровательного бездельника - стал культовым для французского поколения 1960-х, а сама картина Годара тут же была названа критиками и прессой одной из важнейших по мере воздействия на общество лент в истории кино. После этого Бельмондо оказался заложником этого образа. Но это тот случай, когда актёр вовсе не прочь оказаться заложником своего образа, потому что в 1960-х, а особенно в 1970-х и отчасти в 1980-х, Бельмондо, игравший в основном в комедийных приключенческих или детективных картинах, создал восхитительный образ француза – ироничного, с лёгким отношением к жизни, склонного к авантюрам, не слишком задумывающегося о завтрашнем дне и при этом безумно очаровательного. К тому же то обстоятельство, что Жан-Поль вплоть до 1985 года, до картины «Ограбление», выполнял все трюки, которыми его фильмы были переполнены, самостоятельно, без дублёров, лишь увеличивало его популярность. С конца 1980-х он стал больше уделять внимания драматическим ролям – в картине «Баловень судьбы» (за роль в этом проекте актёр был удостоен премии «Сезар»), весьма тепло принятой роли в экранизации романа Виктора Гюго «Отверженные».
Поздние годы – сложные годы
Но зрелые годы и время старости - это сложные годы для человека, и Жан-Поль Бельмондо не стал в этом отношении исключением. Да, они вернулся на театральные подмостки, которые оставил в далёком 1959 году. Сделал это просто – выкупил погрязший в долгах парижский театр «Варьете» на бульваре Монмартр в 1992 году, и стал в нём играть. Причём сделал это не из каких-то деловых соображений, не чтобы заработать, а для собственного удовольствия. Да, он стал совладельцем итальянского ресторана «Стресса» в Париже. Однако возраст взял своё и не позволил продолжать жить в собственное удовольствие.
В 2001 году Бельмондо перенёс инсульт, последствия которого оказались тяжёлыми - актёр прекратил не только профессиональную деятельность, но и ограничил всякое общение с миром. Лишь в 2008 году он вернулся в профессию, снявшись в ленте «Человек и его собака», за участие в которой ему заплатили 450 тысяч долларов. Но, по собственным словам Жана-Поля, эта роль для него бесценна из-за самого факта возвращения. И вроде бы жизнь стала налаживаться, как новый удар – скандал, связанный с нынешней дамой сердца Бельмондо, бельгийкой (как она сама себя называет) Барбарой Гандольфи. Оказалось, что французская и бельгийская полиции давно подозревают эту даму в финансовых махинациях и в маскировке всяческими легальными предприятиями нелегального бизнеса по предоставлению состоятельным мужчинам девушек для пикантных утех. При этом летом 2010 года под подозрением в соучастии оказался и сам Бельмондо – полиция уже вызывала актёра на допрос по поводу подозрительных чеков на крупные суммы, выписанные Жаном-Полем Барбаре, которые очень похожи на способ отмывания «грязных» денег. Из-за этих проблем у Бельмондо обострились отношения с бывшей женой Натали Тардивель, которая не допускает общения актёра с его 6-летней дочерью Стеллой. Нужно добавить, что у Бельмондо имеются ещё дети от первого брака, дочь Флоренция и сын Поль (старшая дочь, Патриция, погибла в 1994 году во время пожара).
Александр Бабицкий