В его актёрском послужном списке имеются и два «Золотых глобуса», и две номинации на «Оскар» (причём за две весьма разноплановые роли). Но его практически никогда не представляют в соответствии с теми или иными регалиями, его имя не предваряют перечислением наград и номинаций. Потому что этот актёр любим не за те или иные блистательные роли, отмеченные или не отмеченные наградами. Он любим просто за то, что он - Роберт Дауни-младший.
Кто говорит, что в детстве нет забот?
Пора раскрыть завесу тайны, которая для большинства закрывает ответ на вопрос, почему же один из одарённейших актёров в истории носит приставку «младший». Дело в том, что Роберт Дауни-старший (который по рождению никакой не Дауни, а Элиас) принадлежал к когорте тех американских режиссёров, которых признано называть независимыми. Они не признают диктата продюсеров также (а в Голливуде продюсеры - это всё, старинное и неотменяемое правило гласит «кто платит, тот и заказывает кино»), как не признают традиционных правил киноискусства и предпочтений зрителей. Одним словом, Дауни-старший был из тех режиссёров, которым было наплевать на то, смотрят ли зрители их произведения (а зрители преимущественно и не смотрели). И вот 4 апреля 1965 года в славном городе Нью-Йорке в семье Роберта Дауни и его супруги, актрисы Элси Дауни, родился сын, которого назвали Роберт (видимо, отец очень хотел получить к своему имени приставку «старший»).
В 1976 году родители будущей звезды развелись и с тех пор до более или менее взрослого возраста младший Роберт воспитывался исключительно старшим Робертом. Какой характер носило это воспитание, догадаться несложно, ведь жизненным принципом отца было гедонистическое «в жизни нужно всё попробовать», а первый опыт курения марихуаны сын получил в восьмилетнем возрасте с прямого благословения отца. Прибавьте к тому же ещё и постоянные переезды с места на место, жизнь практически во всех крупных городах США, а также в Лондоне и Париже - и тогда вряд ли кому-то покажется удивительным, что Дауни-младший очень рано и очень тесно познакомился с миром богемы со всеми её прелестями и пороками. Начав сниматься в кино с самого юного возраста, Роберт в 1987 году получил роль в драме «Меньше нуля», где сыграл юношу-наркомана, после чего на него обратили внимание крупные продюсеры и режиссёры. Кстати, съёмочная группа этого проекта зачастую не могла определить, играет ли Роберт роль или и в самом деле находится под воздействием наркотиков. В 1990 году на экраны вышел приключенческий фильм «Эйр Америка», в котором Дауни-младший составил дуэт с Мелом Гибсоном, ставшим с этого момента его другом.
От самого дна до самой вершины
1992 год по всем правилам должен был стать годом начала триумфальной карьеры Роберта Дауни-младшего, а его дальнейший профессиональный путь должен был быть усеян статуэтками кинопремий и многомиллионными контрактами. Ведь его исполнение роли великого Чарли Чаплина в одноимённой автобиографической картине было признано гениальным без преувеличения всеми - коллегами, критиками, журналистами, зрителями. А то обстоятельство, что ему досталась лишь номинация на «Оскар» за эту роль, а саму награду получил Аль Пачино, казалось лишь не слишком досадным недоразумением - в конце концов, «Оскар» это ещё и дипломатия, нужно же было дать долгожданную статуэтку заслуженному человеку, а у молодого Роберта этих наград будет ещё ой как много.
Так казалось. Но то, о чем, в общем-то, знали все (о проблемах актёра с алкоголем и наркотиками) и к чему относились до поры до времени снисходительно (перебесится молодой человек, и возьмётся за ум) становилось всё более и более серьёзной проблемой, пока не стало почти что могильной плитой на карьере Роберта Дауни-младшего. Несмотря на то, что после «Чаплина» в 1990-е годы у него ещё были неплохие роли (в частности, в триллере «Прирождённые убийцы», в исторической драме «Королевская милость»), актёр стал стремительно деградировать из-за алкоголя и наркотиков. Во второй половине 90-х сложно было услышать о новых ролях Роберта, зато практически каждые полгода можно было услышать о его задержании полицией в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и о приговоре к принудительному лечению, а то и вовсе к тюремному заключению. Даже первая действительно крупная награда, «Золотой глобус» за участие в сериале «Элли МакБилл» в 2000 году, ничего в этом отношении не поменяли. Дауни-младшего больше никто не хотел снимать в кино, продюсеры шарахались от него как от прокажённого, а те, кто всё-таки рисковал с ним связываться, платили ему унизительные для актёра его таланта и известности деньги.
Собственно, за то, что сегодня у зрителей всего мира есть гениальный Роберт Дауни-младший, нужно благодарить двух человек. Во-первых, Мела Гибсона, который фактически вернул Роберта в профессию, дав ему одну из главных ролей в фильме 2003 года «Поющий детектив». А во-вторых, и, прежде всего, его нынешнюю супругу, продюсера Сьюзанн Дауни (первой женой была Дебора Фальконе, певица и актриса, от которой у актёра есть сын Индио). В том же 2003 году, когда она была продюсером триллера «Готика» и встретилась с Робертом, она была ещё Сьюзанн Левин. Любовь к этой женщине сотворила с, казалось бы, уже безнадёжным Дауни-младшим чудеса. Он поборол алкогольную и наркотическую зависимость и стал работать с утроенной энергией. Роли в фильмах «Готика», «Мех», «Поцелуй навылет», «Доброй ночи и удачи», «Зодиак» продемонстрировали Голливуду, что появился новый Роберт Дауни-младший - по-прежнему гениальный, но без старых проблем. 2008 год и две роли - в блокбастере «Железный человек» и в черной комедии «Солдаты неудачи» - окончательно вернули Роберта на его законное место - в число самых ярких звёзд мирового кино. Номинация на «Оскар» за роль в «Солдатах неудачи», «Золотой глобус» за великолепную работу в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи - таков новый старт карьеры Дауни-младшего.
Александр Бабицкий