Голливуд неразрывно ассоциируется в нашем сознании с грезами, иллюзиями, миражами, фокусами - в общем, со всем, чему нет места в реальной повседневной жизни. Так что и всяческие типично голливудские истории о людях, которые добились успеха с нуля или даже с отрицательных высот, воспринимаются не иначе, как фантазия, с действительностью не имеющая почти ничего общего. Однако как на старуху бывает проруха, так и в Голливуде иногда в самой что ни на есть реальности случаются ну совсем волшебные истории. Такие, как история Джона Траволты.
Актер с итало-ирландскими корнями: гремучая смесь
Джон Джозеф Траволта, родившийся в городе Инглвуд, штат Нью-Джерси, 18 февраля 1954 года, был потомком двух народов. Его отец, Сальваторе Траволта, в молодости подававший средние надежды на среднюю карьеру профессиональный игрок в американский футбол, а в зрелости - торговец, был, как всем понятно, потомком знойного итальянского народа, а мать, Хэлен Траволта, певица и преподаватель актерского мастерства, имела ирландские корни. Джон был шестым и последним ребенком в этом большом и дружном семействе, в котором родители всячески поддерживали и даже старались развивать творческие наклонности и способности детей. Хэлен такая политика полагалась, так сказать, по профессиональной принадлежности, но и Сальваторе также поощрял тягу отпрысков к прекрасному как мог, даже соорудил дома для детей подобие театральной сцены. Впрочем, первой и самой искренней любовью младшего из Траволт были самолеты - детство Джона прошло под знаком интереса к авиации, конструирования авиамоделей и мечтаний о карьере летчика. Любовь эта, как станет очевидно позднее, сохраниться навсегда, однако в подростковом возрасте творческая жилка все же оказалась сильнее.
В 1970 году Джон бросил школу и начал обучаться сценической хореографии, в частности, его учителем в искусстве чечетки был Фред Келли, брат легендарного голливудского актера и танцовщика Джина Келли. И все это происходило с прямого благословения семьи. Воодушевленный такой поддержкой родных, Джон в семидесятые годы стал оттачивать свое исполнительское мастерство, а после переезда в Нью-Йорк стал все чаще появляться в бродвейских постановках, в телевизионных мюзиклах и в телесериалах - на очаровательного жгучего брюнета с ямочкой на подбородке и зажигательной пластикой был стабильно высокий спрос. И вот, наконец, наступил 1977 год, когда Джон получил главную роль в киномюзикле «Лихорадка субботнего вечера», ставшем настоящим гимном стиля диско. Сам Траволта превратился в главного героя молодого американского поколения, получил номинации на «Золотой глобус» и «Оскар», а уж после не менее громких успехов аналогичных лент «Бриолин» (1978) и «Городской ковбой» (1980) и вовсе стал кумиром, способным затмить любого.
Сказки случаются и в жизни
И тут в мгновения ока волшебная сказка превратилась в кошмар. Оказалось, что стиль диско, под знаком которого и прошли семидесятые, с наступлением восьмидесятых уже никому не нужен. Наступило новое время, пришла новая мода, изменчивые вкусы публики в очередной раз изменились, а вот Траволта этого момента не почувствовал. Он по инерции в первой половине 1980 годов продолжал сниматься в фильмах-мюзиклах, отказываясь от ролей в фильмах наподобие «Американский жиголо» и «Офицер и джентльмен» (за что ему наверняка не раз сказал «спасибо» Ричард Гир, получивший эти роли и с них начавший свое восхождение). И был искренне удивлен тем обстоятельством, что эти проекты не только не пользовались успехом, но и становились откровенно провальными. Джон очень быстро превратился из кумира в посмешище, в результате чего был вынужден даже сделать долгий перерыв в съемках, с 1985 по 1989 годы. Относительно поправились его дела с утверждением на главную роль в романтической комедии «Уж кто бы говорил» (1989), ставшей довольно успешной и пережившей два скорых продолжения. Но о звездном прошлом ничего не напоминало.
Неизвестно, стоит ли где-нибудь в личных покоях Джона Траволты высеченный из мрамора, хрусталя или гранита памятник Квентину Тарантино, но если таковой имеется, вряд ли найдется человек, у которого это вызовет удивление. Ведь именно Тарантино подарил Джону второй шанс, которым последний блестяще воспользовался. Перед премьерой картины «Криминальное чтиво» на Каннском кинофестивале 1994 года Траволта был мало кому известным героем далеких прошлых лет, а после этой премьеры он стал звездой мирового кинематографа. И не беда, что Джон получил за роль танцующего гангстера Винсента Вега нищенские по голливудским меркам 140 тысяч долларов. Зато он вернулся в обойму, продюсеры и режиссеры стали просто разрывать его на части и совсем скоро Траволта уже зарабатывал совсем другие суммы: 3,5 миллиона долларов за роль в фильме «Достать коротышку», 7 миллионов за роль в проекте «Сломанная стрела», 10 миллионов за «Майкл», 15 миллионов за эпический образ в картине «Без лица», 18 миллионов за работу в ленте «Основные цвета» и по 20 миллионов долларов за добрую дюжину проектов, начиная с фильма «Безумный город» (1997) и заканчивая фильмом «Будь круче». Само собой разумеется, с такими гонорарами актер смог себе позволить жить на широкую ногу: купить пять реактивных самолетов «Боинг» (во исполнение детской мечты об авиации), самый дорогой из которых стоит 80 миллионов долларов, дирижабль за 11 миллионов, а также два особняка во Флориде (суммарная стоимость более 25 миллионов долларов), резиденции в Калифорнии и на Гавайях за 20 миллионов. Общая же стоимость авиапарка и недвижимости Траволты оценивается ни много, ни мало в 400 миллионов долларов.
Александр Бабицкий