Кинозвезды, как и все люди на нашей планете, бывают разными, не существует какого-то единого типажа «звезда Голливуда» с набором схожих качеств, черт и страниц биографии. Вот, скажем, актер, сценарист, продюсер и режиссер Бен Аффлек представляет собой тот образец кинозвезды, которую чаще критикует, нежели хвалит, критика, к которому отчасти восторженно, отчасти настороженно относится публика. Но все это вовсе не мешает ему быть успешным сценаристом, известным актером с высокими гонорарами и, как выяснилось не так давно, талантливым режиссером.
Стучался в актерскую дверь, а открытой оказалась сценаристская
Бенджамин Гиза Аффлек-Болдт родился 15 августа 1972 года в калифорнийском городе Беркли. Его отец, Тимоти Аффлек, был врачом, а мать, Кристин, работала учительницей начальных классов, однако природная актерская предрасположенность у Бена все-таки была. Дело в том, что его отец в юности был подающим большие надежды театральным актером, творческим партнером и другом которого был сам Дастин Хоффман, тогда еще восходящая звезда Голливуда. Однако в силу сложных жизненных обстоятельств актерская карьера у Тимоти не сложилась, и он пошел по медицинской стезе. Впрочем, Бена и его младшего брата Кейси, впоследствии также известного актера и режиссера, номинированного на «Оскар», отец воспитывал недолго - в конце семидесятых Тимоти и Кристин развелись из-за алкогольной зависимости главы семейства. Так что детство у Бена Аффлека было хоть и веселое, но не слишком обеспеченное в финансовом отношении. Однако это не помешало детству быть счастливым, в частности потому, что уже в 8 лет на съемках детского телевизионного фильма Бен познакомился с Мэттом Дэймоном, который стал его лучшим другом и творческим соратником.
После окончания школы друзья долго думали, в какой же области им добиться успеха и в результате этих раздумий пришли к выводу, что, раз уж Голливуд под боком, нужно стремиться пробиться в шоу-бизнес. Однако одного желания мало, необходимы еще большой труд и немалое везение. В начале девяностых Аффлек и Дэймон сняли на двоих скромную квартиру в Лос-Анджелесе и начали пробиваться в тот самый Голливуд. Сказать, чтобы за несколько лет они в этом значительно преуспели, нельзя: все их роли ограничивались второстепенными персонажами в незначительных проектах. Однако они времени зря не теряли и все эти годы работали над созданием киносценария. В 1996 году сценарий о юноше из простой рабочей семьи, обладающем как гениальным математическим даром, так и немалыми психологическими сложностями, был закончен, и Бен с Мэттом принялись предлагать его различным киностудиям. Долгое время все было безуспешно. Но вот Кейси Аффлек, тоже начавший актерскую карьеру, посоветовал старшим товарищам обратиться к режиссеру Гасу Ван Сенту, с которым он недавно работал. Этот совет оказался золотым - Ван Сент согласился быть режиссером фильма по этому сценарию, сам сценарий для постановки купила студия «Мирамакс», а на основные роли в проект были приглашены Дэймон и Аффлек, компанию которым составил голливудский тяжеловес Робин Уильямс. Успех картины «Умница Уилл Хантинг», вышедшей в прокат в 1997 году, был потрясающим: проект с бюджетом в 10 миллионов долларов собрал более 225 миллионов, фильм был номинирован на «Оскар» в 9 номинациях (в том числе как «лучший фильм» и «лучшая мужская роль» Мэтта Дэймона), «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана получил Уильямс, а Аффлек и Дэймон удостоились премий «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший сценарий.
Падений предостаточно, но взлетов больше
Никаких сомнений быть не могло - на следующий день после вручения премии за 1997 год Бен Аффлек и Мэтт Дэймон проснулись самыми многообещающими молодыми звездами Голливуда. Справедливости ради нужно отметить, что Мэтт сделал более солидную актерскую карьеру и по признанию критиков, и по популярности у зрителей. Но это обстоятельство не слишком смутило Аффлека, который все равно стал настоящей звездой. Его киноработы могли оцениваться по разному, от номинации на «Золотой глобус» до антипремии «Золотая малина» (у Дэймона, кстати, такого разброса не наблюдалось - дальнейшие номинации на «Золотой Глобус» и «Оскар» обошлись без соседства с антипремией). Однако его имя, начиная с 1998 года и по сей день, остается одним из наиболее узнаваемых имен среди нового поколения американских знаменитостей от кино. К тому же у его успешности как актера есть вполне конкретное и наиболее ценимое в Америке выражение - размер гонораров за фильм.
Если до картины «Умница Уилл Хантинг» Бен не зарабатывал более трех тысяч долларов за роль, то с этого переломного проекта изменились и его заработки. Получив и за свою актерскую работу и за сценарий в сумме 300 тысяч долларов, в дальнейшем он лишь набирал обороты. За блокбастер «Армагеддон» он получил уже 600 тысяч долларов, а за картину «Азартные игры» 2000 года уже 6 миллионов. Рубеж, отделяющий звезду от суперзвезды, то есть гонорар в 10 миллионов долларов за фильм, был покорен Аффлеком в 2002 году в проекте «В чужом ряду». И он не остановился на этом: 12,5 миллионов, 11,5 миллионов, 15 миллионов долларов - такие гонорары Бен Аффлек получал в начале и середине двухтысячных. К тому же его популярность позволяла зарабатывать неплохие деньги и на рекламе: за участие в рекламе дезодоранта в 2005 году актер получил 1,5 миллиона долларов. Затем в его карьере наметился определенный спад, связанный с не слишком высоким, если признавать очевидное, уровнем его работ. Но в последние годы Аффлек сосредоточился на режиссуре и продемонстрировал, что является прирожденным режиссером: его дебют в этом качестве в большом кино, драма 2007 года «Прощай, детка, прощай» заслужила в высшей степени одобрительные отзывы критики. А вышедшая в мировом прокате 8 сентября 2010 остросюжетная лента «Город воров» и вовсе стала одним из хитов года. Во всяком случае, она окупила бюджет в 37 миллионов и принесла прибыль, что по нынешним непростым для киноиндустрии временам очень хороший показатель. Так что по уровням доходов Бен Аффлек - самая настоящая звезда Голливуда, и он может позволить покупать для себя и своей семьи, актрисы Дженнифер Гарнер, с которой состоит в браке с 2005 года, и двух дочерей (2005 и 2009 годов рождения) особняк в калифорнийском Брентвуде стоимостью в 16 миллионов долларов.
Александр Бабицкий