В том, что Аннет Бенинг относится к числу звезд Голливуда, сомневаться не приходится, ведь в ее послужном списке два «Золотых глобуса» и три номинации на «Оскар». Однако при этом Бенинг относится к числу тех звезд, имя которых не слишком на слуху у широкой зрительской аудитории, а ее фотографии не занимают развороты всех подряд глянцевых изданий. Она просто тихо – мирно работает, создавая один яркий кинообраз за другим, и так же спокойно, без скандалов, ведет размеренную семейную жизнь с супругом и четырьмя детьми.
Театр - лучшая профессиональная школа
Аннет Кэрол Бенинг родилась 29 мая 1958 года в городке Топека, штат Канзас. Для ее родителей, страхового агента и певчей в церковном хоре, Аннет стала третьим ребенком, после сыновей Брэда и Байрона. В 1965 году семья переехала в один из крупнейших городов Калифорнии, Сан-Диего (кстати, родители актрисы живут там до сих пор). У Аннет, девочки одновременно дружелюбной и застенчивой, была обычная для большинства американских девочек того времени мечта - она очень любила кино и хотела стать актрисой. К тому же в подростковые годы у Бенинг обозначились явные способности к танцам, что в пору, когда мюзиклы были особенно популярны, добавляло решимости попробовать себя на актерском поприще.
После окончания школы Аннет некоторое время занималась различной работой, в том числе подрабатывала поваром на пароходе, для того чтобы насобирать денег на обучение в театральной школе. Начальное актерское образование девушка получила в Сан-Диего, в одном из колледжей, а затем поступила на актерский факультет Университета Сан-Франциско. По ходу обучения она стажировалась в театре Сан-Франциско, где талантливую студентку заметили и по окончании университета пригласили в труппу на постоянную работу. Именно здесь, в театре, она познакомилась с актером Стивом Уайтом, который и стал ее первым мужем. Проработав некоторое время в Сан-Франциско, супруги сначала переехали в Денвер, штат Колорадо, где также устроились в одну из местных театральных трупп, а затем, в 1986 году, прибыли в театральную столицу США, Нью-Йорк. Оказалось, что в Нью-Йорк Бенинг прибыла очень даже вовремя, потому что уже в следующем, 1987 году за роль в постановке «Прибрежные катаклизмы» она была номинирована на самую престижную театральную премию страны «Тони». После такого несомненного успеха ее просто не могли не заметить деятели кино.
Кинозлодейка высшего уровня
И они заметили. Пускай первый опыт работы в кино для актрисы был проходным (комедия 1988 года «На лоне природы»), зато вот уже в следующем году ее пригласили на одну и ту же роль сразу два режиссера. Милош Форман и Стивен Фрирз одновременно принялись за экранизацию знаменитого романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», повествующего о нравах французской аристократии XVIII столетия, и оба постановщика увидели в роли главной отрицательной героини, маркизы де Мертей, именно Аннет Бенинг. Актриса выбрала фильм Формана и не пожалела - в вышедшем в 1989 году фильме «Вальмон» де Мертей в ее исполнении была столь притягательна в своем утонченном злодействе, что на Бенинг сразу же обратили внимание специалисты. Уже следующая крупная роль Аннет, не менее отрицательная и злодейская, нежели де Мертей, Марта Лэнгтрай из фильма Стивена Фрирза «Кидалы» о противостоянии мошенников, принесла ей профессиональное признание и номинации на «Золотой глобус» и «Оскар». Продолжила галерею отрицательных персонажей Аннет уже совсем скоро, в 1991 году снявшись в картине «Багси», повествующей о знаменитом американском гангстере Багси Сигеле, и сыграв в ней подружку Сигела, второсортную голливудскую актрису Вирджинию Хилл. И эта роль был отмечена номинацией на «Золотой глобус».
Но безусловной вершиной «злодейского» списка ролей Бенинг является, конечно, роль Кэролин Бернем в шедевре Сэма Мендеса «Красота по-американски», удостоенном в 2000 году пяти премий «Оскар». При этом Кэролин в исполнении Бенинг на первый взгляд вовсе не производит впечатления злодейки: напротив, это респектабельная и уважаемая всеми женщина, практическое воплощение американской мечты об успешной карьере и налаженном семейном быте. Однако в противостоянии со своим мужем, мучающемся от нереализованности своих мечтаний (роль Кевина Спейси), Бернемобнаруживает такое смещение ценностей от человеческих взаимоотношений в сторону материального комфорта и соблюдения внешних приличий, такое эмоциональное безразличие и черствость, что такая личность внушает настоящий ужас.
Правда, Аннет не была удостоена за эту роль премий - ни «Золотым глобусом», ни «Оскаром» (хотя была в номинациях на обе премии). Впрочем, свой звездный уровень она еще неоднократно подтверждала в дальнейшем: и получив «Золотой глобус», и номинацию на «Оскар» за роль дивы в драме «Театр», и удостоившись еще одного «Золотого глобуса» уже в 2011 году, за роль в комедии «Детки в порядке».
Притом, что Аннет Бенинг является безусловной звездой на протяжении уже двух десятков лет, она никогда не входила в списки наиболее высокооплачиваемых звезд Фабрики грез. Ее стандартный гонорар за фильм составляет, в зависимости от разных обстоятельств, от 3 до 5 миллионов долларов, что на фоне двадцатимиллионных гонораров Джулии Робертс или Анджелины Джоли выглядит скромно. Впрочем, тому есть логичные объяснения. Во-первых, Бенинг снимается в основном не в блокбастерах, а в более серьезном кино, которое не сулит продюсерам сверхприбылей, зато зачастую имеет высокий творческий уровень. Во-вторых, с 1991 года Аннет замужем за знаменитым голливудским актером и режиссером Уорреном Битти (их отношения начались на съемках «Багси», где они снимались в главных ролях), с которым воспитывает сына Бенджамена и дочерей Кэтлин, Изабель и Эллу Корину. Так что у актрисы нет нужды гнаться за большими гонорарами в ущерб собственному удовольствию от работы.
Александр Бабицкий