Об австралийском актере Джеффри Раше не отзываются плохо. Нельзя отыскать замечаний в его адрес - ни от критиков, ни от зрителей, ни от журналистов. Кажется, что Джеффри Раш практически всегда был в числе избранных голливудских актеров. А между тем еще пятнадцать лет тому назад о нем не слышали ровным счетом нигде, кроме его родной Австралии, да и на Зеленом континенте он не имел репутации суперзвезды.
Скромный театральный актер
Джеффри Рой Раш родился 6 июля 1951 года в небольшом городе Тувумба в штате Квинсленд на северо-востоке Австралии. Его родителями были бухгалтер Рой Раш и его супруга Мерл, работавшая продавщицей. Впрочем, семья долго не просуществовала, через несколько лет после рождения сына Рой и Мерл развелись. Джеффри с матерью в поисках лучшей жизни переехали в Брисбен, столицу штата и третий по величине город Австралии. Именно здесь Джеффри загорелся идеей стать актером, благо самодеятельные школьные театры всячески способствовали возникновению подобных стремлений. После школы Раш поступил на факультет искусств Университета Квинсленда, который успешно окончил в 1970 году. Одаренного выпускника заметили местные деятели искусств. Так что Джеффри был без проблем принят в Театральную компанию Квинсленда, осуществлявшую театральные постановки как в Брисбене, так и гастролировавшую по всей стране.
Долгое время актерская карьера у Раша не ладилась. Он играл в различных спектаклях, однако не добивался особого успеха у публики, да и сам был не слишком доволен своей игрой, осознавая, что способен на большее, но не имеет достаточной для этого базы. После нескольких лет раздумий и профессиональных терзаний в 1975 году Раш отправился во Францию, осваивать классические основы актерской профессии. В Париже он поступил в актерскую школу знаменитого французского мима Жака Лекока, где обучался в течение двух лет. Вернувшись на родину, он продолжил штурмовать театральные высоты. Успех не пришел быстро, зато теперь актер четко осознавал, в каком направлении ему нужно двигаться. Интересно, что в этот период, в конце семидесятых, Раш вскладчину снимал жилье с Мелом Гибсоном, вплоть до тех пор, пока Мел не прославился своей ролью в «Безумном Максе» и не двинулся вверх. У Раша дела развивались менее бурно, но тоже в гору: в восьмидесятых годах он дебютировал в австралийском кино (правда, без фурора), а также постепенно стал одним из ведущих театральных актеров страны. Еще бы - ведь его репертуар состоял из самой что ни на есть театральной классики - постановок по произведениям Шекспира, Чехова, Уайльда, Гоголя, Беккета, Мэмета и так далее.
Мировая кинозвезда
Собственно, Джеффри Раша такое развитие событий полностью устраивало. Он мог реализовывать свой творческий потенциал, удостаивался австралийских театральных наград, наконец, в театре он нашел свою избранницу, актрису Джейн Менелос, на которой женился в 1988 году и с которой имеет двух детей, Анжелику (1992) и Джеймса (1995). Так что и в кино Раш особо не рвался, снявшись в 1987 году в картине «Двенадцатая ночь», в следующий раз он появился на экране только в 1995, в фильме «Как стать аборигеном».
Исполняя главную роль в биографической драме «Блеск», рассказывающей о нелегкой судьбе выдающегося австралийского пианиста Дэвида Хельфготта, перенесшего и тяжелое детство, и сложности психологического плана, Раш, разумеется, не думал - не гадал, что эта роль принесет ему всемирное признание. Однако именно так и произошло - в 1996 году фильм «Блеск», и виртуозная игра самого Раша произвели эффект разорвавшейся бомбы. В итоге картина получила семь номинаций на «Оскар», а сам Раш был удостоен и «Оскара», и «Золотого глобуса», и премии Британской киноакадемии за лучшую мужскую роль. И после этого он незамедлительно стал одним из наиболее востребованных актеров Голливуда.
Разумеется, широкому кругу кинозрителей Раш знаком, прежде всего, по роли обаятельного злодея капитана Барбосы в трилогии, которая скоро обретет четвертую часть, «Пираты Карибского моря». Однако не стоит забывать и о том, что после «Блеска» у Джеффри было предостаточно других глубоких и сложных ролей - иначе бы у него не наблюдалось еще три номинации на «Оскар»: за работы в картинах «Влюбленный Шекспир», «Перо маркиза де Сада» и «Король говорит». Так что Джеффри Раш может себе позволить даже не рассматривать те предложения о съемках, которые содержат сумму менее трех миллионов долларов за роль. Именно такая планка установлена его агентами для принятия предложений о сотрудничестве. И это нижняя планка - по данным прессы, за каждый фильм из «пиратской саги» Раш заработал не менее пяти миллионов долларов. Впрочем, это не означает, что для актера главное лишь деньги: если ему очень интересна роль, он соглашается работать практически бесплатно. Так было, например, в случае с ролью Льва Троцкого в продюсерском проекте Сальмы Хайек о жизни мексиканской художницы Фриды Кало «Фрида» (2002) - фильм был малобюджетным, так что Раш согласился играть в нем за пару сотен тысяч долларов.
Александр Бабицкий