Чаще всего, когда говорят о Голливуде, подразумевают кино в первую очередь коммерческое, рассчитанное на привлечение широкого зрителя. Такого рода фильмы чаще всего не обладают высокой художественной ценностью и уже давно стали составной частью мировой индустрии фаст-фуда. Но все же и в Голливуде остаются режиссеры, которые умудряются сочетать и высокий художественный уровень, и прибыльность. Одни из первых в числе таких мастеров - братья Коэн.
Режиссер - это не профессия, а призвание
Биография братьев Коэн является одним из наглядных примеров если не абсолютной справедливости, то оправданности мнения, что кинорежиссерами становятся в первую очередь не те люди, которые учились это профессии, а те, у кого есть к этому способности. Ведь долгое время увлечение самодеятельной режиссурой и сочинением сценариев было для Джоэла и Итана Коэнов только хобби, пусть и отнимающим все свободное время. Впрочем, и профильное образование, все-таки полученное одним из них по части режиссуры, им не помешало.
Джоэл Дэвид Коэн, родившийся 29 ноября 1954 года в Миннеаполисе, штат Миннесота, первенец в семье Эдварда и Рены Коэн, университетских профессоров - глава семейства специализировался на экономике, его супруга была специалистом по истории искусств. Спустя почти три года, 21 сентября 1957, все в том же Миннеаполисе родился Итан Джесси Коэн. В силу возраста Джоэл первым почувствовал особую тягу к кинематографу, «заразил» этой любовью младшего брата, а затем, уже когда оба были взрослыми людьми, привлек Итана в кино уже на профессиональной основе.
Получив немного денег от подработки на летних каникулах, Джоэл сумел на эту сумму приобрести кинокамеру. Это позволило ему и брату осуществить уже окрепшую мечту - переснять те фильмы, которые им довелось увидеть по телевизору или в кинотеатре. Уже тогда братьям Коэн казалось, что они смогут это сделать лучше настоящих режиссеров. Но окончательно братья Коэн стали творческим тандемом уже в начале восьмидесятых: к тому моменту Джоэл окончил Нью-Йоркский университет, где изучал профессию режиссера кино и телевидения, а Итан отучился на философском факультете Принстона. Джоэл имел опыт создания собственных короткометражных картин, к тому же набирался опыта на съемках более солидных проектов в качестве ассистента монтажера - в частности, на съемках знаменитого ужастика Сэма Рейми «Зловещие мертвецы».
Вместе веселее работать
Как это нередко случается с признанными мэтрами, пришедшими в Голливуд из независимого кино, такие режиссеры соединяют в себе несколько творческих ипостасей. Тому примером в конце восьмидесятых - начале девяностых стали, например, Роберт Родригез и Квентин Тарантино. Но еще раньше по этому пути пошли братья Коэн, которые в подавляющем большинстве своих проектов вдвоем являются и режиссерами, и авторами сценария, и продюсерами, а зачастую еще и монтажерами. Так уж повелось с их первой совместной «взрослой» работы, психологического «Просто кровь» (1984), пытающегося описать ощущения и внутреннее состояние убийцы после совершения им преступления.
Внимание же на себя Голливуда братья обратили в 1987 году, когда их новое детище, комедия абсурда «Воспитывая Аризону», собрало в национальном прокате 22 миллиона долларов. Сам по себе показатель не потрясающий воображение, но при соотношении «цена - качество» (бюджет ленты составил 6 миллионов) заслуживающий детального рассмотрения. Братья даже рассматривались голливудскими воротилами в качестве претендентов на режиссерские кресла запускавшегося тогда блокбастера о Бэтмене, однако Джоэл и Итан сами отказались. В тот момент у них были другие ориентиры - выработать свой стиль.
И им это удалось. После гангстерской драмы «Перекресток Миллера», в настоящее время считающейся классикой жанра, но в 1990 году оставшейся малозаметной, философская драма с элементами «черного юмора» «Бартон Финк» в 1991 году принесла братьям международную известность - Золотая пальмовая ветвь и приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. На пути к статусу культовых режиссеров была неудачная фантастическая комедия «Подручный Хадсакера», но уже в 1996 году Голливуд был покорен криминальной трагикомедией «Фарго», удостоенной семи номинаций на «Оскар» и получивший две статуэтки, в том числе и за лучший сценарий. После не снискавшего официальных призов фильма «Большой Лебовски», который все равно стал культовым для критиков и зрителей, братья Коэн стали и по сей день остаются режиссерами, практически каждый фильм которых является событием мирового масштаба. «Человек, которого не было», «Игры джентльменов», «Старикам тут не место», «После прочтения сжечь», «Серьезный человек» и последний на данный момент фильм братьев, «Железная хватка» - эти картины принесли Джоэлу и Итану в общей сложности две награды Каннского кинофестиваля, восемь номинаций и два «Золотых глобуса», шестнадцать номинаций и четыре «Оскара», в том числе за лучший фильм, за лучшую режиссуру, за лучший сценарий.
О гонорарах братьев Коэн известно мало: в СМИ просочились данные лишь об их гонораре за фильм «Большой Лебовски» - пять миллионов долларов, что составляло, кстати, треть бюджета фильма. Но можно не сомневаться, что зарабатывают братья очень хорошо. С 1998 года их статус неизмеримо вырос, как и планка режиссерских гонораров. К тому же они зачастую являются и продюсерами фильмов, которые приносят неплохую прибыль: за последние десять лет чистая прибыль от их фильмов (за вычетом производственных бюджетов и доли кинотеатров) составила около 250 миллионов долларов. И это еще без учета продолжающего шагать по планете фильма «Железная хватка», который за семь недель лишь в американском прокате собрал почти 150 миллионов долларов при бюджете в 40 миллионов.
Александр Бабицкий