Клэр Дейнс: алмаз, нуждающийся в огранке

Клэр Дейнс: алмаз, нуждающийся в огранкеНесмотря на то, что знаменитостей Голливуда объединяют общим термином «звезды», как такового единого понятия «кинозвезда» не существует, как бы ни старались привить такое название средства массовой информации. У каждого из знаменитостей своя ниша, которую он успешно или не очень успешно занимает. Есть своя ниша и у актрисы Клэр Дейнс, и ее можно определить как обладающую оригинальным талантом и рано заявившую о себе исполнительницу, которой до сих пор не хватает чего-то, чтобы войти в число самых-самых известных, самых-самых популярных, самых-самых востребованных.

Белая кость, голубая кровь

Клэр ДейнсДаже в США существует определенная прослойка, представители которой ведут свое происхождение от первой волны поселенцев, прибывших сюда в XVII-XVIII столетиях. Это, собственно говоря, и есть «белая кость и голубая кровь» по-американски, люди, которые придерживаются в воспитании, образовании, профессии и жизненных интересах скорее европейских, нежели исконно американских ценностей.

Клэр Кэтрин Дейнс, родившаяся 12 апреля 1979 года на Манхэттене, является представительницей именно этого привилегированного слоя. Ее родители, Кристофер Дейнс, специалист по компьютерам, и Карла Дейнс, промышленный дизайнер и художник, как раз из таких «почти аристократов»: что уж говорить, если дед Клэр был одним из деканов в легендарном и донельзя престижном и статусном Йельском университете. Поэтому все стандартные для голливудских звезд истории о том, какая была трудная и практически полуголодная жизнь и что актерство было единственным шансом выбиться в люди, к настоящей жизни, в данном случае сразу должны быть отброшены - Клэр Дэйнс стала актрисой просто потому, что ей это понравилось и она обнаружила в себе соответствующие способности. Даже при этом, кстати, она попыталась в свое время последовать семейным традициям и уже после начала кинокарьеры, уже после принесшей ей мировую славу роли Джульетты в картине База Лурмана «Ромео + Джульетта», поступила на психологический факультет Йельского университета и проучилась там два курса, но в итоге все же сделала выбор в пользу кино и театра. А начиналось все прозаично и невинно: в шесть лет Клэр стала заниматься хореографией, в девять лет стала посещать Студию актерского мастерства Ли Страсберга. И как-то так оказалось, что у девочки явные способности, и не менее незаметно и само собой она начала с 1990 года сниматься в телесериалах и кинофильмах.

Еще чуть-чуть и…

Клэр ДейнсВпрочем, до 1994 года ничего не предвещало того, что Дейнс сделает выдающуюся карьеру как актриса. Только в 1994 году она снялась в первом действительно крупном полнометражном фильме, исторической мелодраме «Маленькие женщины», где ее партнерами по съемочной площадке стали уже состоявшиеся звезды, Сьюзан Сарандон, Гэбриэл Бирн и Вайнона Райдер, и восходящие звездочки, Кирстен Данс и Кристиан Бэйл. Но истинным прорывом, открывшим Клэр путь в Голливуд, стала полученная в том же 1994 году роль в молодежном сериале «Моя так называемая жизнь». В этом проекте она снималась всего лишь один сезон, однако и его хватило для того, чтобы в 1995 году девушка, которой не исполнилось еще и шестнадцати лет, получила награду «Золотой глобус» за лучшую роль в драматическом телесериале.

Это подняло карьеру Дейнс на новый уровень, в следующем фильме, «Домой на праздники», она уже снималась вместе с Джоди Фостер. Кстати, именно Фостер сыграла важную роль в дальнейшем творческом пути Клэр. В 1996 году австралийский режиссер Баз Лурман, задумавший снимать современную интерпретацию шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», подыскивал исполнителей на главные роли. Леонардо Ди Каприо на роль Ромео он утвердил сразу, а вот с Джульеттой возникли сложности. Список претенденток на эту роль был длинен и представителен: Кейт Уинслет, Риз Уизерспун, Дженнифер Лав Хьюитт, Сара Мишель Геллар и так далее. Более того, Натали Портман уже была принята на роль и начала сниматься, однако Лурману показалось, что она все-таки по независящим от себя причинам (маленький рост, некий диссонанс во внешности с Ди Каприо) не подходит на роль Джульетты. И тогда Фостер, состоящая с Базом в дружеских отношениях, посоветовала ему попробовать понравившуюся ей по совместной работе Клэр Дейнс. Лурман попробовал - и Дейнс была утверждена на роль Джульетты уже на следующий день.

О громком успехе картины «Ромео + Джульетта» нет смысла лишний раз напоминать, стоит лишь отметить, что Клэр, по большому счету, не смогла сразу воспользоваться обретенной популярностью, хотя после этого успеха она начала обретать значение в Голливуде, ее гонорары составляли два - три миллиона долларов за роль. Конечно, немалую роль в том сыграла двухлетняя пауза на обучение в Йельском университете, вернувшись из которого актриса лишь постепенно, через не слишком удачные роли (как, например, в мелодраматической комедии «Продавщица»), смогла вернуть себе творческую форму и известность. Судя по всему, окончательным свидетельством того, что Дейнс обрела себя и готова штурмовать самые заоблачные голливудские высоты, является ее блестящая главная роль в телевизионном фильме 2010 года «Тэмпл Грандин», в котором она сыграла известную ученую в области обращения с животными Тэмпл Грандин, страдающую аутизмом. Эта работа Клэр была отмечена 16 января 2011 года премией «Золотой глобус» за лучшую драматическую женскую роль в телефильме.

Александр Бабицкий