Понятие «гламур» в современном спорте присутствует (достаточно взглянуть на «классика» Дэвида Бэкхема и на талантливого продолжателя его дела Криштиану Роналду), однако с трудом поддается определению. Например, всем спортивным болельщикам известно, что «Реал» (Мадрид) - это футбольный гламур. А вот в НХЛ самым «гламурным» клубом считается «Нью-Йорк Рейнджерс»: в силу истории, в силу традиций, в силу особого статуса главной команды главного города США, и так далее. Но спорт на одном лишь гламуре держаться не может - вот и нужны даже в «гламурных» командах такие негламурные хоккеисты, как Артем Анисимов.
От Ярославля до Нью-йорка
Детство Артема Анисимова пришлось на те годы, когда хоккей в России переживал непростые времена. Родился Артем в Ярославле 24 мая 1988 года, а значит, рос и взрослел он в девяностые и двухтысячные годы, когда российский хоккей не мог похвастаться солидными достижениями. Это ведь лишь в последние несколько лет сборная Россия неизменно завоевывает медали чемпионатов мира, в том числе и золотые. А в последнем десятилетии XX века ничем, кроме воспоминаний о великом прошлом да восхищением играющими в НХЛ отечественными звездами, прошедшими еще советскую спортивную школу, похвастаться не могли.
Может быть, не слишком впечатляющим уровнем популярности в России в это время и объясняется относительно позднее начало Анисимовым занятий хоккеем. По собственным словам игрока, хоккей в его жизни появился в возрасте 8 лет. Тем, кто полагает, что это ранний возраст для начала хоккейного обучения, следует ознакомиться с биографиями, например, Павла Буре или Сергея Федорова, которые становились на коньки в 3-4 года от роду. Но, тем не менее, хоккейные способности Анисимова оказались неоспоримы, он делал все более явные успехи в школе хоккейного клуба «Локомотив» в родном Ярославле и стал привлекаться в сборные команды страны различных возрастов, юношеские и молодежные. Кстати, в 2007 и 2008 годах он в составе молодежной сборной команды России по хоккею (возраст до 21 года) стал призером чемпионатов мира. Летом 2007 года, после двух лет игры в основном составе «Локомотива», Артем решил попробовать осуществить свою детскую мечту и пробиться в сильнейшую хоккейную лигу мира, НХЛ. К тому же он уже был выбран на драфте командой «Нью-Йорк Рейнджерс».
Испытание фарм-клубом и английским языком
С самого начала было очевидно, что в Америку Анисимов едет не прямиком в НХЛ, в основную команду «Рейнджеров», а в так называемый фарм-клуб. Система фарм-клубов представляет собой отдельную лигу, в которой играют находящиеся «на контрактах» в командах НХЛ молодые хоккеисты, которым еще не хватает опыта или уровня игры для выступлений «в основе», либо набирающие кондиции после травм или неудовлетворительных тренировок опытные игроки. При этом в России характерно пренебрежительное отношение к фарм-клубам как к неким полутренировочным командам.
Хотя на самом деле в АХЛ (одна из низших хоккейных лиг Северной Америки, сформированная из фарм-клубов) имеется собственный чемпионат, собственный плей-офф, собственные награды, собственные стадионы и собственные, порой весьма многочисленные, болельщики. Так, Анисимов вспоминал свое удивление, когда обнаружил, что фарм-клубы играют на стадионах вместимостью в среднем по 10 тысяч зрителей и эти стадионы почти всегда заполнены. Так как Артем не был, откровенно говоря, яркой молодой звездой мирового хоккея, вроде Александра Овечкина или Евгения Малкина, чтобы сразу приходить в НХЛ в основную команду и на большой контракт, он закономерно начал с фарм-клуба «Рейнджеров», команды «Хартфорд Волф Пэк».
При этом сам он заключал контракт непосредственно с «Нью-Йорк Рейнджерс»: это случилось летом 2007 года. Контракт этот был типичным «контрактом новичка» (в последнее время контракты новичков в НХЛ не могут превышать определенного уровня) и представлял собой соглашение на 3 года на общую сумму 850 тысяч долларов. Первые два сезона у Анисимова ушли на адаптацию к североамериканскому хоккею, который в низших лигах имеет свою специфику: в данном случае упор делается на максимальную скорость и на максимально жесткую борьбу. Не менее серьезным испытанием для молодого хоккеиста стало привыкание к жизни в новой языковой среде. Позднее, в одном из интервью, он поделился своим опытом с теми, кто стремится покорять НХЛ: «Без знания английского языка здесь делать нечего». Познания в английском у самого Артема к 2007 году были более чем скромными, что доставило ему немало трудностей. Но за два года игры в «Хартфорде» он освоился, стал одним из наиболее ценных игроков команды, что не могли не отметить в «Рейнджерс».
В результате сезон 2009-2010 Анисимов провел уже в основной команде, выходил на площадку во всех 82 играх регулярного сезона и, пусть даже набрал не слишком много очков (12 голов, 28 очков), но стал важным звеном в командном механизме. Тренеры, журналисты и болельщики единодушно отметили ценную игру Анисимова в обороне и полезные действия в подыгрыше. В целом успешный дебютный сезон в НХЛ позволил игроку получить приглашение в сборную России на чемпионат мира 2010 года, по итогам которого Артем стал обладателем серебряной медали. В сезоне 2010-2011 Анисимов стал одним из наиболее прогрессирующих хоккеистов команды, улучшив как свои статистические показатели (18 голов, 44 очка), так и значение для общекомандной игры.
Александр Бабицкий