Времена, когда «соляркой» заправляли только танки, тепловозы, сельскохозяйственную технику, автобусы и грузовики, давно прошли. Современные дизельные двигатели на легковых автомобилях не уступают бензиновым даже в динамике, а уж по экономичности заведомо их превосходят. Дизельные двигатели давно начали использовать на легковых автомобилях, но основным переломным моментом, в отношении выбора автовладельцев, стал период начала нынешнего века. В первую очередь, это связано с топливным кризисом, и стремлением перейти на более дешёвое горючее.
Почему Европа впереди?
По статистике, на начало 2001-го года в странах Европы двадцать два процента всех реализуемых автомобилей работали на дизельном топливе. А уже в 2004-м году на легковые дизельные автомобили припадало семьдесят процентов от всех проданных транспортных средств. Естественно, спрос на дизельные автомобили стремительно возрастает. Востребованность малолитражных «дизелей» обусловлена в основном экономичностью и увеличением цен на нефтепродукты. Однако, спрос на дизельные автомобили вызвал значительную модернизацию технологий производства дизельных моторов.
Нынешние современные дизельные двигатели значительно надёжней бензиновых и при должной эксплуатации реже требуют ремонта. Дизельные автомобили открыли новые возможности в нынешнем автомобилестроении.
А какова ситуация с дизельными моторами в странах постсоветского пространства? Почему на отечественных дорогах дизельных «легковушек» не так много, как например, в Австрии и Бельгии? С какими проблемами столкнулись владельцы автомобилей, работающих на дизельном топливе?
Страны СНГ и дизельные автомобили
Причин несколько, но главные из них такие:
- Низкое качество топлива. Основной проблемой считается высокое содержание примесей серы, а также лёгких фракций бензина и керосина, механических примесей, воды и различных присадок. Причина в том, что нормативы, обозначенные соответствующими Государственными стандартами, намного «ниже» Европейских. Повышенное содержание серы приводит к парафинизации (загустеванию) дизельного топлива зимой. А присутствие различных добавок ведёт к порче высокоточных форсунок и к поломке топливной аппаратуры.
- Отсутствие должных укомплектованных станций высокого технического обслуживания. Все современные дизельные автомобили с турбонаддувом оборудованы сложной электроникой, которая управляет различными системами двигателя (топливным насосом, форсунками). Для тестирования этих систем применяется сложное диагностическое оборудование. Но далеко не каждая СТО может похвастаться наличием таких устройств. Закупка высокоточного оборудования требует немалых финансовых вложений, а не многочисленный парк дизельных автомобилей не способен окупить эти затраты в кротчайший промежуток времени.
- Дорогой сервис. Обслуживание дизельных легковых автомобилей – не дешёвое удовольствие. В обязанности станций технического обслуживания не входит ремонт основных узлов, их меняют только в сборке. Техническая комплектация СТО не предоставляет возможность проводить дефектовку (установление дефектов изделия, оценка их пригодности) отдельных устройств с последующей их заменой. А некоторые узлы – например, форсунки – являются «одноразовыми», то есть не подлежат разборке и сервису, даже в условиях хорошо оборудованных технических станций.
На сегодняшний день перспектива перехода легковых автомобилей на дизельное топливо в странах бывшего СССР кажется всё-таки маловероятной. Конечно, себестоимость дизельных легковых автомобилей таких ведущих «брендов» в Европе, как Mercedes, Audi, BMW и Volkswagen - для отечественных автолюбителей остаётся достаточно высокой. Но, тем не менее, нельзя отрицать факт появления на автодорогах стран СНГ легковых автомобилей с дизельным двигателем марок Skoda, Opel, Nissan, Hyundai, естественно, не в том количестве как в Европе, но всё же. Представители компаний Renault, PSA Peugeot Citroen и Volkswagen заявили о том, что у машин с дизельными двигателями в странах СНГ есть будущее.
Безусловно, дизельные автомобили гораздо экономичней бензиновых, но только если говорить конкретно о малолитражных транспортных средствах. О весомой экономии можно судить лишь при условии интенсивной эксплуатации (большие пробеги в малый период времени). И верить в то, что топливная система европейских «дизелей» сможет благополучно переработать отечественную «солярку».
А может, и не нужен этот переход? Можно предположить, что когда-нибудь дизельные двигатели по популярности превзойдут бензиновые, а значит, бензин обменяется себестоимостью с дизелем и «всё вернётся на круги своя»…
Анатолий Пролетарский