С давних времён человек постоянно нуждался в транспортном средстве, чтобы ускорить своё передвижение и облегчить перемещение грузов. Мощным рывком в развитии транспорта считается автомобиль с паровым отоплением, но ещё более крупным и прогрессивным открытием стал изобретённый двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который широко применяется и в наши дни. В качестве топлива ДВС использовался бензин. Изобретение дизельного двигателя внутреннего сгорания составило достойную конкуренцию бензиновому двигателю. Но сумели ли дизельные автомобили в итоге «одержать победу» над бензиновыми или нет?
Чем отличаются друг от друга бензиновые и дизельные двигатели
Бензиновые двигатели – тип двигателей внутреннего сгорания, в которых сжатая топливовоздушная смесь подпаливается в цилиндрах при помощи искры. По классу системы питания бензиновые двигатели различают:
- Карбюраторные, это те, в которых процесс смешивание бензина с воздухом берёт начало в карбюраторе и заканчивается во впускном трубопроводе.
- Во впрысковых моторах бензин может подаваться одним или несколькими инжекторами (форсунками) в общий впускной трубопровод или перед впускными клапанами каждого из цилиндров.
- Существуют двигатели с непосредственным впрыскиванием топлива в камеру сгорания, которое попадает в цилиндр частями – это позволяет оптимально использовать процесс сгорания, и даёт возможность мотору функционировать на обеднённых смесях.
Дизельные двигатели – двигатели внутреннего сгорания с поршневой системой. Принцип работы заключается в возгорании распылённого топлива, после его соприкосновения с сжатым, разогретым воздухом. Из-за более высокой степени сжатия, дизельные двигатели, по сравнению с бензиновыми аналогами, отличаются экономичностью. Преимуществом дизельных моторов является отсутствие заслонки дросселя, увеличивающей расход топлива. Но при низкой частоте вращения коленчатого вала дизельные двигатели способны развивать максимальный крутящий момент.
Преимущества автомобилей с дизельным двигателем
- Коэффициент полезного действия. Дизельный мотор может преобразовать тридцать шесть процентов энергии топлива в полезную работу, по сравнению с бензиновым – лишь двадцать шесть процентов.
- Стоимость дизеля, в последнее время ниже стоимости бензинового топлива.
- Не высокая токсичность (загрязнение окружающей среды) нынешнего дизельного топлива возможна благодаря современной системе «Common – Rail». Присутствие в выхлопах малого количества окиси углерода.
- Безопасность. Минимальная летучесть паров. Намного ниже вероятность возгорания, чем у бензиновых агрегатов.
- Система зажигания отсутствует.
- Экономия расхода топлива. Дизельные автомобили тратят на двадцать пять процентов меньше горючего, чем бензиновые.
- Присутствие турбонагнетателя даёт возможность пропускать за один рабочий цикл большее количество воздуха через цилиндр и, соответственно, впустить больше топлива, тем самым увеличивая мощность. С наличием турбокомпрессора дизельный автомобиль не уступает в скорости разгона бензиновому.
- Выносливость двигателя на дизельном топливе выше бензинового. Высокооборотистый бензиновый двигатель уступает по времени эксплуатации дизельному. Причина: быстрый износ деталей и поэтому ранний выход из строя двигателя, работающего на бензине.
- Высокая мощность. Эффективное использование энергии обусловлено высоким вращающим моментом на низких оборотах двигателя.
- Неприхотливость, водостойкость. Отличие дизельного авто заключается в отсутствии необходимости электропитания после запуска автомобиля. Универсальная проходимость по бездорожью.
- Дизельное топливо также выполняет функции масла - смазывает составные детали двигателя.
- Популярность: признание мировыми брендами (Audi, Mercedes, Reno).
Недостатки
- Шумность. Громкая работа мотора, объясняется образованием высокого давления при сгорании топлива (преимущественно на холостом ходу).
- Необходимость наличия стартера большой мощности.
- Меньшая температура замерзания солярки, по сравнению с бензином.
- Ремонт топливной системы – не простое занятие. Насосы высокого давления являются устройствами повышенной точности и зачастую не подлежат ремонту.
- Чувствительность дизельных двигателей к «грязному» топливу.
- Высокая цена запчастей для дизельного автомобиля.
- Дизельный двигатель не предназначен для работы на высоких оборотах.
- Литровая мощность в дизельных моторах уступает аналогичному показателю в бензиновых.
- Необходимость ожидания прогрева камеры сгорания перед запуском автомобиля.
- Дизель «не любит» морозов. При недостаточной компрессии запуск мотора проблематичен. А также при использовании «летней» солярки в зимний период.
На сегодняшний день дизельные автомобили ничем не уступают, а в чём-то даже и превосходят бензиновые. Об этом же свидетельствует и более высокая стоимость дизельного авто при идентичных технических характеристиках с бензиновым автомобилем, наглядно отображая основной закон экономики – «цена соответствует качеству».