Бурный расцвет автопрома начался после второй мировой войны: промышленность, ориентированная на военное производство, искала, куда приложить новые технологии и передовые разработки. В конце 40-х годов прошлого века англичанин Джон Купер зарегистрировал компанию Cooper Car Company и занялся созданием компактных гоночных машин. Автогонки - это то, с чего в те времена начинали многие, так как победы в соревнованиях помогали маркам автомашин выдвинуться, были отличным пиаром. Правда, далеко не все начинающие преуспели. Джон Купер был из тех, кому это удалось.
Это и не удивительно - подобно Энцо Феррари, Джон Купер увлекался автоспортом. Когда ему было 12 лет, он уже демонстрировал неплохие результаты на гоночном автомобиле, построенном его отцом.
Одним из первых клиентов Джона Купера был Стерлинг Мосс, знаменитый автогонщик. Многие спортсмены садились за руль Cooper 500, а за рулем первого автомобиля Cooper для Формулы-2 сидел пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио. В конце 50-х годов Cooper уже выпускался с задним расположением двигателя, в то время как Ferrari и Maserati все еще продолжали по традиции устанавливать двигатель спереди.
Mini как таковой не был детищем Джона Купера. Этот автомобиль создал сэр Алек Иссигонис для компании British Motor Corporation - Купер заказывал у этой компании моторы для своих автомобилей. Mini выкатился из заводских ворот в 1959 году, а Джон Купер переоборудовал шесть таких автомобилей для ралли Монте-Карло. Автомобили выступили неудачно.
Купер настойчиво предлагал Иссигонису сделать на базе Mini модель GT, но понимания не встретил. Пришлось обращаться к шефу British Motor Corporation Джорджу Хэрриману. В конце концов была достигнута договоренность об изготовлении маленькой серии - 1000 автомобилей Mini Cooper.
Алек Иссигонис с самого начала считал идею провальной, но когда в результате модернизации силового агрегата и тормозной системы мотор в 55 л.с. смог развить скорость 130 км/ч, вдохновился и Иссигонис. Тогда и началась совместная работа с Джоном Купером по дальнейшему повышению мощности - создание модели Mini Cooper S. В 1962 году эта модель уже выступала на ралли в Монте-Карло и привлекла внимание как зрителей, так и специалистов. Однако, на первых гонках автомобилю не повезло: гонщик Рауно Аалтонен, шедший первым, всего за три километра до финиша ошибся поворотом и перевернулся. Следующий год был куда удачнее - Аалтонен на Mini Cooper S стал победителем в классе и третьим в общем зачете. Ну а в 1963 году Mini Cooper S и вовсе торжествовал победу: Пэдди Хопкирк на зимнем ралли в Монте-Карло уверенно обогнал всех конкурентов, да еще при том, что они выступали на более мощных автомобилях. Год спустя Тимо Мякинен доказал, что победа Mini Cooper S не была случайной, повторив триумф Пэдди Хопкирка. В этих гонках стартовало 237 автомобилей, а до финиша дошло лишь 35, из них - 3 Mini Cooper S!
Но гонки гонками, а нельзя было забывать и о массовом потребителе. Вот где Mini Cooper произвел настоящий фурор: в первый год производства цена автомобиля была всего лишь 497 фунтов стерлингов ($845), а вариант de-luxe стоил 537 фунтов стерлингов ($913). Такой автомобиль мог удовлетворить запросы всех и каждого. При минимальной цене - отличные ходовые качества, комфорт и весьма привлекательный дизайн. Кроме того - крайне экономичный. Чего ж еще желать!
Этот автомобиль всегда пользовался популярностью, несмотря на то, что появлялись более дорогие, более престижные марки. Но исключительно дешевый Mini Cooper продолжали покупать. Предпоследним владельцем марки был концерн «Austin Rover», вот только с прибылью было туговато. Затем концерн перешел под контроль BMW и был распродан по частям, «легковое» отделение BMW и вовсе отдало даром. Все… за исключением марки New Mini. Затем отпала приставка New…
Эта марка была ответом на мечту BMW производить маленькие, престижные, «люксовые» автомобильчики, и по мнению менеджеров гиганта немецкого автопрома, Mini Cooper - именно та марка, то имя, которое может быть весьма прибыльным.
Джон Купер еще успел поучаствовать в обсуждении вопроса о возрождении модели-легенды, особенно о том, как сохранить индивидуальность автомобиля, и в то же время - соблюсти современные требования по вместимости и безопасности. Создатель первого Mini Cooper совсем немного не дожил до выхода на рынок современного Mini - конструктор умер в 2000 году в возрасте 77 лет. А очаровательный двуцветный (как в прежние времена) Mini Cooper вновь начал победное шествие по планете. Вот только цена у него, конечно, несравнима с той, что была в далекие 60-е годы ХХ века. Теперь Mini Cooper стоит от $25000 до $40000 – в зависимости от комплектации.
София ВАРГАН