ЗИЛ-4112: мечта о возрождении

ЗИЛ-4112Как заядлый автолюбитель, Леонид Ильич Брежнев дал приказ модифицировать устаревший со временем ЗиЛ-114. Так в 1978 году появился семиместный представительский седан ЗИЛ-4104, который стал последним лимузином Брежнева. Чуть позже, в 1981 году появилась модификация со складным верхом - для участия в парадах на Красной площади -  ЗИЛ-41044, который успешно справлялся с этой миссией вплоть до 2009 года. И, наконец, с 1983 года появились ЗиЛ-41045 и обновленная версия ЗиЛ-41047, которая еще какое-то время верой и правдой служила правительству СССР.

Конец эпохи

Именно с этого периода, а не с распада Союза, заканчивается эра советских представительских лимузинов для высших эшелонов власти. Президенты России, не страдая приступами излишнего патриотизма и доверия отечественному автопрому, пересели в произведение немецкого автомобильного искусства Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. С этого момента лишившийся государственной поддержки московский автозавод свернул программы по проектированию представительских лимузинов и сосредоточился на производстве гражданских грузовых автомобилей и автобусов. Ведь в отличие от зарубежных автомобилей для первых лиц, которые производились на базе серийных машин, советские правительственные лимузины создавались с нуля и выпускались ограниченными сериями. А, значит, экономически были разорительны и держались только за счет государственной поддержки.

Д

есять лет ожидания

ЗИЛ-4112И вот после долгого перерыва от управляющего делами президента России Владимира Кожина были услышаны намеки на возможную смену автомобилей президентского кортежа в пользу отечественного производителя. Еще в 2001 году на московском автозаводе имени Лихачева был проведен внутренний конкурс, который выиграл молодой дизайнер Святослав Саакян, однако дальше полноразмерного пластилинового макета дело не пошло. Основными принципами при создании концепции ЗиЛ-4112 были поддержка великодержавного духа, представительность и надежность, защищенность и комфортабельность. А вот преемственность сохранить не удалось. И неудивительно - слишком длительным оказался простой.

И еще десять лет

Прошло еще почти десять лет, и вновь поднялся вопрос о том, чтобы обеспечить верховную российскую власть отечественным правительственным лимузином. И вновь из запасников достали наработки ЗиЛ-4112, ведь концепция автомобиля отвечает всем особым требованиям государственных органов, без каких-либо нетрадиционных решений вроде переднего привода или несущего кузова. После доработки решили, что на раме будет установлена бронированная надстройка, при этом в отличие от европейских технологий бронирование будет более надежное по системе «защитная капсула», которое использовали только в автомобильной промышленности США и СССР. Размеры салона обязаны обеспечить комфортное размещение первых лиц государства, а багажник должен быть достаточно вместительным для размещения специальной аппаратуры.

Не обошли вниманием даже мелкие детали. Форма дверных ручек вытяжная, чтобы исключить повторение казуса, когда некий «товарищ» приковал себя наручниками к дверным ручкам естественного хвата. Фирменный стиль ЗиЛ-4112 прослеживается по облицовке радиатора и фигурке с заводской эмблемой, которая в целях травмобезопасности оснащена механизмом складывания, как статуэтка в Rolls-Roys Phantom.

Мечта пока остается лишь только мечтой

А вот в выборе силового агрегата пока ясности нет. Традиционный для ЗиЛов V-образный восьмицилиндровый агрегат объемом 7,7 литра после модернизации может обеспечить мощность в четыреста лошадиных сил, которых будет достаточно для обеспечения разгона до 100 км/час на уровне 13 секунд, что довольно неплохо для пятитонной машины. Однако для этого надо установить новую аппаратуру топливного впрыска, разработок по которой на заводе попросту не велось. Поэтому не исключен вариант с шестилитровым двигателем от Mercedes-Benz. Что касается вариантов кузова ЗиЛ-4112, то разрабатываются сразу три: бронированный семиместный представительский лимузин, укороченная пятиместная версия для автомобилей кортежа и кабриолет для парадов. Однако пока все так и остается на бумаге.

Александр Ковязин