Парад Победы всегда символизировал проявление мощи российской армии и подчеркивал статус страны-победительницы. В 2010 году в парадном шествии по Красной площади наряду с другой современной бронетехникой прошли и тринадцать бронированных автомобилей «Тигр». Именно эта колонна заставила вспомнить о том, что именно Россия первой создала роту бронеавтомобилей и стала первой страной, использующей этот вид вооружения.
Изобретение, которое не оценили
В конце XIX - начале XX века появление самоходных повозок с компактными двигателями внутреннего сгорания, а не с громоздкими паровыми машинами, и использование тонколистовой броневой стали позволило создать первый бронеавтомобиль. Существовало несколько независимых разработок в Германии, США, Англии и России, но первый официальный проект принадлежит англичанину Симмсу. Чуть позже свой вариант кайзеру предложила немецкая компания «Эрхардт». Однако в европейских военных ведомствах концепция бронеавтомобиля не находила понимания.
Такая же история постигла бы и российские бронированные автомобили, если бы не русско-японская война. Ведь еще в конце XIX века в артиллерийский комитет были представлены проекты Двиницкого и Луцкого, но военное ведомство долго колебалось по поводу целесообразности применения такого вооружения. И лишь в 1904 году французской фирмой «Шарон» были построены бронеавтомобили по проекту Накашидзе. На заднеприводное шасси «Рено» с высоким клиренсом устанавливали колеса с цельными стальными дисками и бронированный корпус. Его тридцатисемисильный бензиновый двигатель разгонял машину весом 2,6 тонны до 50 км/час. Все вооружение состояло из единственного пулемета системы «Гочкис» в башне, вращающейся на 360 °.
Бронеавтомобиль получил высокую оценку, однако его производство на Ижорском заводе под Петербургом было невозможно, ведь завод обеспечивал броней флот. Однако при транспортировке следующего заказа два автомобиля оказались в Германии. После этого было принято решение изготавливать автомобили силами российских заводов Русско-Балтийского, Путиловского и Ижорского. Таким образом, лишь Российская империя к началу первой мировой войны в 1914 году смогла укомплектовать первую автобронероту.
Тяжелые пушечные бронеавтомобили на вооружении российской армии
На заре становления бронеавтомобили часто использовались для усиления огневой мощи пехотных подразделений и несения охранно-конвойной службы, а потому было представлено большое количество проектов пушечных бронеавтомобилей. Например, автомобили «Руссо-Балт М» оснащались двумя пулеметами «Максим» и автоматической пушкой «Максима-Норденфельда». А Путиловский завод выпустил пушечный бронеавтомобиль «Гарфорд-Путиловец» на базе американского грузовика. Его вооружение состояло из трех пулеметов «Максим» и вращающейся башни со штурмовой пушкой.
Возрастающие потребности фронта потребовали от военного ведомства прибегнуть к импорту вооруженной техники, ведь мощности отечественных заводов уже не справлялись. По таким программам были закуплены пушечные бронеавтомобили «Паккард» и «Пирлес» (пушка 37 мм), «Пирс-Арроу» (пушка 57 мм) и «Ллойд» (с пушками 76,2 мм). Все они изготовлялись на шасси легких грузовиков и имели низкую скорость и маневренность. Были попытки даже создать тяжелые бронеавтомобили на полугусеничном ходу «Остин-Путиловец-Кегресс» и «ФИАТ-Кегресс», бронеавтомобили конструкции Поплавко и по проекту Гулькевича. Но все они потеряли свою эффективность с появлением на полях сражений колесных и гусеничных танков.
Легкие бронеавтомобили на вооружении Российской армии
Большинство же закупленных и произведенных бронеавтомобилей были легкого класса с пулеметным вооружением. Очень большие контракты были заключены с фирмами «Рено» и «Остин». Их автомобили имели небольшой вес и мощный двигатель, что обеспечивало хорошую маневренность и скорость. Это позволяло использовать их в разведывательных целях и для обеспечения связи. Однако слабые оси, отсутствие горизонтального бронирования корпусов и незащищенность водяного охлаждения пулеметов заставили русских инженеров серьезно реконструировать эти машины.
В дальнейшем было принято решение закупать только шасси, а корпуса и вооружение изготовлять на российских заводах согласно собственным проектам. Таким образом и появились модели «Остин - Путиловец», «Фиат-Ижора», а также знаменитые бронеавтомобили конструкции штабс-капитана Мгеберова. Последние были построены на шасси «Рено» и «Уайт» и имели клиновидную форму передней части, что существенно повышало защищенность экипажа. В течение военного периода конструкции бронеавтомобилей постоянно подвергались улучшению и модернизации.
Расцвет эпохи бронеавтомобилей в России пришелся на Первую Мировую и гражданскую войну. С начала Второй Мировой войны все советские довоенные разработки на базе легковых и грузовых автомобилей ЗиС показали свою неэффективность. С 1943 года выпускалась единственная модель БА-64 на базе полноприводного шасси ГАЗ. Вооружение этого бронеавтомобиля состояло из единственного крупнокалиберного пулемета.
Однако появление гусеничных боевых и разведывательных машин, а также бронетранспортеров на долгое время закрыло тему бронеавтомобилей в отечественных вооруженных силах. Именно поэтому и оправданно столь повышенное внимание к возрождающемуся российскому бронеавтомобилю.
Александр Ковязин