Российский табачный рынок считается одним из крупнейших в мире. Так, по оценкам компании «Бизнес Аналитика», ежегодно россияне тратят на табачные изделия более пяти миллиардов долларов, выкуривая около трехсот тридцати миллиардов сигарет. Неслучайно западные компании очень активно вкладывают средства в этот сегмент и приобретают ведущие табачные фабрики России.
Активные игроки
Наиболее значительными участниками табачного рынка являются крупные мировые транснациональные корпорации, имеющие собственные фабрики на территории России. Так, Philip Morris International владеет двумя производствами – это «Филип Моррис Кубань» в Краснодаре и «Филип Моррис Ижора» (Ленинградская область).
British American Tobacco (бренды Kent, Dunhill, Lucky Strike, Pall Mall) пришла в Россию еще в 1991 году, и в настоящее время ей принадлежат три фабрики, в Москве, Саратове и Санкт-Петербурге. Еще один крупный международный участник рынка – японский концерн JTI (сигареты Winston, Glamour, Camel и другие). В России JTI имеет два производства, в Санкт-Петербурге и Москве («Лиггет-Дукат»), а также несколько заводов по переработке табачного сырья.
Полностью независимых российских производителей в настоящее время на рынке не осталось – все они в той или иной степени принадлежат западным корпорациям, хотя многие при этом выпускают сигареты под собственными марками, завоевавшими популярность у потребителя. Самые крупные из подобных фабрик – «Донской табак» и «Балканская звезда».
Донской табак
Впервые табачное производство в Ростове-на-Дону было открыто в 1857 году Владимиром Ивановичем Асмоловым, которого позже стали называть основателем табачной отрасли России. Добиться больших объемов ему удалось благодаря внедрению передовых в то время методов (например, именно на его фабрике «В.И.Асмолов и К°» появились первые в России папиросно-набивные машины) и продуманной кадровой политике.
В настоящее время выдачей заработной платы дважды в месяц по строго определенным дням никого не удивить, а в середине XIX века подобная точность была редкостью. Однако именно так руководство «Донского табака» рассчитывалось с рабочими. При этом лицам, находящимся в нетрезвом виде, зарплата не выдавалась. Все сотрудники фабрики имели право на бесплатное лечение и на получение пособия в случае временной нетрудоспособности.
Итогом грамотной организации производства стал выход ростовской продукции сначала на российский рынок, а затем и на международный – после признания ее на выставках в Вене, Париже и Филадельфии. В 1912 году предприятие стало крупнейшей в мире частной табачной фабрикой. В советское время, когда компания была переименована в Донскую государственную табачную фабрику, здесь производились такие сигареты, как «Наша марка», «Кремль», «Чапаев», а также знаковые бренды – например, «Победа» (1943 год) или «Космос» (1970 год).
В настоящее время «Донской табак» выпускает сигареты «21 век», «Прима», «Наша марка» и другие. В 2011 году портфель компании пополнился брендами купленной ею питерской фабрики «Нево-табак», среди которых «Петр Великий», «Тройка», «Арктика». Правда, сохранить полную независимость ростовскому производителю не удалось: «Донской табак» входит в состав холдинга «Праймери Дон», созданного при участии швейцарской компании Hemsworth Holdings Ltd.
Балканская звезда
В середине XIX века в Ярославле Николаем Федоровичем Дунаевым была открыта еще одна российская табачная фабрика, которая в 1878 году получила название «Балканская звезда» в честь победы в Русско-турецкой войне. Ее хозяин решил отказаться от импортного сырья, работая на табаке из Полтавской и Черниговской губерний. Причем Дунаев не просто управлял своим производством, но и был на нем единственным мастером, остальные рабочие числились подмастерьями. Наибольшего успеха фабрика достигла в начале XX века, когда ее продукция стала вывозиться в Китай, Персию и Монголию.
Второй период расцвета «Балканской звезды» пришелся уже на постсоветское время, здесь начали выпускаться собственные торговые марки, завоевавшие немало поклонников качественных дешевых сигарет с фильтром, - «BS», «Раут», «Балканская звезда». В 1998 году появился ведущий бренд компании – сигареты «Золотое кольцо». Долгое время ярославский производитель оставался единственным независимым среди крупнейших табачных фабрик России. Однако в 2004 году предприятие было куплено концерном «Altadis», который, в свою очередь, вошел в состав компании «Imperial Tobacco».
Дарья Цветкова