«Опять придется лететь по пачке «Беломора»!» - так воскликнул летчик из старого анекдота, узнав, что второй пилот забыл карту. Бренд, о котором рассказывают анекдоты, с полным правом можно считать народным. Именно такими были легендарные папиросы «Беломорканал», один из символов советской эпохи.
Массовая агитка
С началом индустриализации в тридцатых годах XX столетия наступила эра великих советских строек, одна из которых – Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем. Это в настоящее время известно, что смелый план воплощался в жизнь силами заключенных ГУЛАГа, многие из которых не выдержали ежедневного напряжения (по разным источникам, при строительстве погибло от пятидесяти до двухсот тысяч человек). Однако в те годы грандиозное сооружение жители СССР воспринимали как трудовой подвиг, символ героизма. В честь этого триумфа советской страны и были выпущены папиросы «Беломорканал».
Изготовлением их в 1937 году занялась ленинградская фабрика имени Урицкого. Рецептуру новых папирос создал мастер Иониди, смешавший в определенных пропорциях азербайджанские и молдавские сорта табака, а автором рисунка – схематичной карты Средиземноморья и Европы - называют художника Андрея Тараканова. Папиросы должны были служить грандиозной по своей массовости агиткой, демонстрирующей одно из первых достижений советского промышленного строительства. На пачке, наряду с Беломорско-Балтийским, были изображены также Кильский и Суэцкий каналы, чтобы любой человек мог убедиться, насколько советский длиннее их.
Новый дизайн пачка папирос приобрела в пятидесятые годы, после окончания строительства другого канала – Волго-Донского. Теперь рисунок демонстрировал лишь советские достижения в деле сооружения водных артерий (третьим карте был изображен канал имени Москвы). Последние изменения в оформлении пачки произошли в девяностые годы – исчезла граница Советского Союза.
Особенности папирос
Папиросы отличаются от сигарет по нескольким параметрам. Во-первых, при их производстве сначала изготавливается гильза, в которую потом набивается табак, а в сигаретах табак обернут бумагой. Во-вторых, сигареты имеют клеевой шов, тогда как папиросы никогда не склеиваются, а зажимаются. Наконец, сигаретная бумага пропитывается специальными добавками, которые не дают потухнуть, тогда как в папиросной они отсутствуют. При этом наличие фильтра, вопреки распространенному убеждению, не является отличительным признаком, так как с фильтром могли выпускаться и папиросы.
Папиросы «Беломорканал» очень крепкие: в каждой единице содержится более полутора миллиграммов никотина и почти тридцати миллиграммов смол при полном отсутствии ароматизаторов. Известны они и плотностью набивки, поэтому табак никогда не сыплется. Традиционно производство этих папирос требует ручного труда, поэтому в настоящее время оно считается не особо рентабельным.
Культ «Беломора»
В тридцатые годы курить «Беломор» было очень престижно, поскольку стоили эти папиросы недешево. Подобное отношение к ним сохранилось и в годы войны – если уделом рядовых солдат были в основном самокрутки, то офицеры курили «Беломорканал». Лишь после войны папиросы стали доступны населению, они считались не только популярной маркой, но и свидетельством принадлежности к определенным субкультурам.
Например, курение папирос, выпущенных на фабрике имени Урицкого, признавалось хорошим тоном среди ленинградской интеллигенции. Особые ритуалы процесса курения «Беломора» появились в воровской среде – считалось шиком разрезание пачки по центру, загибание мундштука. Исследователи фольклора утверждают, что термин «бычок» возник от жаргонного сокращения названия этих папирос: «БК» - «бык» (целая папироса) - «бычок» (окурок).
В настоящее время «Беломорканал» по-прежнему выпускается в Петербурге, на бывшей фабрике имени Урицкого (ООО «Петро»), которая принадлежит японской компании JTI. Однако у торговой марки нет хозяина, производить папиросы под этим брендом может любой участник рынка. Например, фабрика «Донской табак» в августе 2011 года выпустила «Беломорканал» в премиальной металлической сувенирной упаковке, их максимальная розничная цена составляет шестьдесят рублей.
Дарья Цветкова