Папироса представляет собой две соединенные между собой гильзы: одна гильза изготавливается из папиросной бумаги и в нее засыпается измельченный табак, а вторая – из более плотной бумаги и имеет несколько функций – позволяет держать папиросу в руках, препятствует попаданию табака в рот, а самое главное – является мундштуком. Принято считать, что основным отличием папирос от сигарет является отсутствие фильтра и структура бумаги, но существуют папиросы с фильтром (фильтр находится в первой гильзе, изготавливаемой из папиросной бумаги). А вот насчет структуры бумаги – истинная правда: сигаретная бумага тлеет, а папиросная – медленно горит. Зато у сигарет нет присоединенного мундштука.
Кроме того, последовательность изготовления папирос и сигарет различна: в случае папирос изготавливается гильза, а уж в нее помещается табак, в случае сигарет «табачная палочка» оборачивается бумагой. Шов папиросной гильзы зажимается «в замок» и никогда не склеивается, а вот шов сигарет именно склеивается. Бумага для сигарет пропитывается специальными составами, которые, кроме всего прочего, придают ей белый цвет. Бумага для папирос никогда не пропитывается, она остается прозрачной, а любители папирос утверждают, что они гораздо предпочтительнее сигарет, так как не имеют «химического привкуса».
В начале XIX столетия любители табака предпочитали нюхательный табак курительному, а если уж и курили, так исключительно трубки, за которыми для людей состоятельных ухаживала прислуга – чистила, набивала, раскуривала (кстати сказать, в Великобритании для обкурки элитных трубок заключали специальные контракты с заядлыми курильщиками, в основном – матросами, которые были обязаны за определенную плату определенное количество раз в день курить предоставленную трубку, при этом обязательно было использовать только предоставленный владельцем трубки табак).
Но к концу XIX века наметилась тенденция к «демократизации и либерализации». Обломов, лениво возлежащий на диване и дожидающийся дымящейся трубки, поданной на подносе преданным слугой, уступил Штольцу, активному, бодрому и независимому. Папиросы были портативнее, экономнее и гораздо более независимы, чем трубки.
Очень быстро папиросы завоевали рынок, и к началу ХХ столетия изготовление папирос и торговля ими стали одним из самых выгодных бизнесов. Поспособствовала этому и Крымская война, предоставив великолепные рекламные сюжеты, а также создав дефицит хорошего табака, который поставлялся из Турции (в 1877-1878 гг. поставки табака из Турции были прекращены). В результате начали выращивать местное сырье, и прибыль от табачного дела возросла многократно.
Первоначально продавались в основном гильзы, а табак шел отдельно. Курильщики дома набивали гильзы табаком самостоятельно. Папиросы изготавливались вручную, затем инженер Семенов изобрел гильзонабивную машину, а Мендельсон придумал «шовчик Мендельсона» - механическую запрессовку папиросной бумаги специальными зубчатыми колесиками. И производство расцвело.
«Папиросное цветение» продолжалось вплоть до второй мировой войны, хотя сигареты производились довольно активно, но конкуренции папиросам они не составляли. Во время войны курильщикам приходилось курить все, что попадалось под руку (как говорится, в бурю любой порт хорош), а попадались не только отечественные папиросы, но и трофейные сигареты, или сигареты, поставляемые союзниками по ленд-лизу. Вот тогда-то российские курильщики и распробовали сигаретный вкус, и постепенно сигареты начали вытеснять папиросы с рынка. К примеру, в 1950 году выпускалось 62 наименования папирос и 22 наименования сигарет, а в 1983 – 39 наименований папирос и 162 наименования сигарет (из них 140 наименований с фильтром и 22 без фильтра).
Но окончательно производство папирос начало умирать в 90-е годы прошлого столетия. И дело вовсе не в том, что число любителей папирос так уж сильно уменьшилось. Просто оборудование для изготовления папирос начало выходить из строя – из-за обычной старости. Ведь на некоторых фабриках стояло еще дореволюционное оборудование. С учетом того, что промышленность, мягко говоря, переживала далеко не лучшие времена, было как-то не до восстановления папиросного производства. Так и оказалось, что в XXI век из всех курильщиков России курильщики папирос составили всего лишь 4%, и это количество постоянно уменьшается – папиросы не так-то просто купить, в отличие от сигарет, которые продаются на каждом углу.
Прогнозируется, что буквально через считанные годы папиросы вообще исчезнут из «курительного пространства», как в свое время исчезли динозавры. Хотя далеко не факт, что это исчезновение окажется окончательным. Ведь и трубка исчезала, вытесненная папиросами и сигаретами, а теперь вновь входит в моду. Возможно, через какой-нибудь десяток лет вернется мода и на папиросы.
София ВАРГАН