Пепельницы: искусство разнообразия

пепельницыПепельница, согласно энциклопедическому определению, это сосуд для окурков и пепла. Появились пепельницы не слишком давно – всего лишь в конце XIX столетия они стали предметом обихода, практически одновременно с папиросами и сигаретами. То, что пепельницы не использовались во времена трубок, не удивительно – трубки не нуждаются в специализированных «сосудах для пепла».

пепельницыПервоначально в качестве пепельниц использовались блюдечки, тарелочки для фруктов, розетки для варенья и мороженого. Но до курильщиков очень быстро дошло, что специализированный сосуд – это стильно, это – визитная карточка, которая способна продемонстрировать вкус обладателя. Так что пепельницы практически мгновенно завоевали небывалую популярность. Этому способствовало еще и то, что материал для изготовления пепельниц мог быть самый различный, единственное требование – негорючесть. И пепельницы изготавливались из серебра и золота, меди и хрусталя, стекла и даже морских раковин, специально обработанного дерева и чугуна. Эти очаровательные сосуды для пепла украшались драгоценными и полудрагоценными камнями (для людей богатых), художественной чеканкой, их делали в виде различных животных и растений.

Модели и формы были удивительны и переменчивы, размеры отличались в зависимости от использования – предназначена ли пепельница для одного слабо курящего человека (пара сигарет или просто одна сигара в день), либо речь идет о «гостевом» варианте, когда пепельницу будет использовать несколько человек, а то и вовсе – «ресторанный» вариант.

Пепельницы стали использоваться как носители рекламы – и не только рекламы табачных компаний. Ведь даже некурящий человек так или иначе, хоть краем глаза заметит стоящую на столе пепельницу и, естественно, запомнит изображенное на ней. В рекламных целях пепельницы используются и по сей день. Целая индустрия занята нанесением различных логотипов на симпатичные и элегантные «сосуды для пепла», изготовлением «фирменных пепельниц». Ручки, блокноты, зажигалки и пепельницы – вот набор маркетолога, который начинает продвигать на рынок товар.

пепельницыПепельницы, не успев появиться, немедленно стали предметом коллекционирования – подобное разнообразие просто взывает к коллекционерам. Собирают пепельницы по размерам или формам, а то и пепельницы определенного периода, определенного дизайна, определенного материала. Удивительно, как то, что совсем недавно было копеечным предметом интерьера, сегодня становится дорогостоящей частью уникальной коллекции. Так цветные треугольные пепельницы из пластмассы, дизайна 1962 года (СССР), продавались по 70 копеек за комплект из пяти штук. Сейчас же Английский музей дизайна считал, что ему очень повезло, когда удалось приобрести такой набор из расчета $42 за штуку (не за набор). Музей был привлечен удивительной чистотой стиля (то, о чем наверняка не думалось советским дизайнерам). Теперь такие пепельницы считаются частью истории табакокурения и самым практичным, дешевым и демократичным табачным аксессуаром. Как видите, для того, чтобы войти в историю, не обязательно быть роденовским «Мыслителем».

Несмотря на то, что уже, казалось бы, определен и оптимальный дизайн пепельницы, и оптимальные материалы для их изготовления, пепельницы продолжают удивлять. Они беспрерывно изменяются, продолжая, тем не менее, оставаться все теми же сосудами для пепла. И речь даже не о «бездымных» пепельницах (с герметичной частью внизу, предохраняющей от дыма некурящих), или о «проветриваемых» пепельницах (со специальным устройством внутри для фильтрации и удаления дыма), а о непрекращающемся изменении формы пепельницы. Дизайн продолжает совершенствоваться.

По-прежнему применяются различные материалы. Периодически какой-то из них оказывается на пике популярности. К примеру, в 80-х годах прошлого столетия было настоящее засилье хрустальных пепельниц – они были модными. Затем пришел черед моды строгих и функциональных пластмассовых и фарфоровых пепельниц (неоспоримое достоинство – легко моются). Сейчас очень популярны пепельницы из натурального полудрагоценного камня. Их подбирают не только исходя из соображений красоты и изысканности, но даже в соответствии с гороскопами. Что на очереди? Может быть, возврат к металлам? А может быть через несколько лет последним писком моды будут пепельницы из раковин.

София ВАРГАН