Пятнадцать процентов мирового рынка табака и изделий из него, восемьдесят тысяч сотрудников по всему миру, пятьдесят фабрик, продажи в ста шестидесяти странах – эти весьма впечатляющие достижения принадлежат компании «Филипп Моррис», сигареты которой считаются одними из самых продаваемых и популярных.
История завоеваний
История табачного гиганта началась со скромного магазина в Лондоне на Бонд-стрит, который в 1847 году открыл Филипп Моррис. Здесь же продавались сигареты, производившиеся по его заказу на одной из фабрик. Сорок лет потребовалось владельцу и его наследникам, чтобы приобрести известность, и в 1881 году была основана компания Philip Morris & Co., Ltd. Спустя еще десять лет она стала генеральным поставщиком табачных изделий для двора короля Эдварда VII, а в начале XX века Philip Morris вышла и на международный рынок, продав половину акций американским партнерам.
Покорение США было весьма успешным: в двадцатые годы у Philip Morris появилась собственная фабрика в Вирджинии, на которой начали выпускаться сигареты Marlboro, ставшие впоследствии одним из неофициальных символов Америки. Освоив американский рынок, руководство компании приняло решение расширять горизонты продаж, для этого оно учредило компанию Philip Morris International. К началу восьмидесятых годов были открыты представительства в Канаде, Австралии, многих европейских странах, а в девяностые – в государствах бывшего социалистического лагеря, в том числе и в России (в Ленинградской области и Краснодаре).
Ведущие бренды
Первым мировым брендом от Philip Morris стали сигареты Bond Street, появившиеся еще в 1902 году. Свое название они получили по наименованию улицы, на которой находился лондонский магазинчик Филиппа Морриса. Однако в настоящее время Bond занимают лишь третье место по популярности из всего портфеля компании. Лидерство же принадлежит легендарным Marlboro.
Хотя этот бренд появился в тридцатые годы XX века, началом его известности можно считать 1954 год, когда руководство приняло решение об изменении идеи товара: именно тогда возник знаменитый образ ковбоя, который должен был позиционировать Marlboro как сигареты «для настоящих мужчин». До этого момента Marlboro считались продукцией для женщин, это подчеркивал и рекламный слоган «Нежные, как Май» (по аналогии с именем голливудской актрисы Мэй Уэст, долгое время являвшейся «лицом бренда»), и красная полоса на фильтре, которая была призвана скрыть след от помады.
«Серебро» – у сигарет L&M, созданных в 1953 году (в настоящее время они представлены шестью вкусами). Не менее популярна и марка Chesterfield, в рекламной компании которой принимали участие многие голливудские и спортивные звезды, в том числе и будущий президент США Рональд Рейган. Премиум-продукция от Philip Morris – это сигареты Parliament со специальным угольным фильтром, устройство которого способствует охлаждению дыма. В ассортименте производителя есть и женский бренд – тонкие Virginia Slims, реклама которых когда-то сопровождалась слоганом «Ты прошла долгий путь, детка», призванным связать курение и женскую эмансипацию.
Скандалы и судебные процессы
Производство табачных изделий – бизнес, который в настоящее время подвергается многочисленным нападкам в связи с тем ущербом, который его продукция наносит здоровью. Подобные упреки, а иногда даже скандалы не миновали и Philip Morris. Первый крупный иск против компании был подан еще в пятидесятые годы – истец, больной раком горла, требовал признать концерн виновным в способствовании развитию этого заболевания. Тогда Philip Morris оправдали, но главные скандалы вокруг громкого имени были еще впереди.
Так, в 2004 году в журнале Chemical Research of Toxicology был опубликован список наиболее вредных сигарет, в которых содержится так называемый свободный никотин, способный очень быстро попадать в кровь. Среди самых опасных марок были названы и бренды Philip Morris - Marlboro и Virginia Slims. Перечень составлялся на основе исследований правительственного Центра по контролю и профилактике заболеваний. Пресс-служба концерна не стала отрицать этот факт, но заявила, что такова особенность табака, выращенного в США, следовательно, угрозу представляют все американские сигареты.
Осенью 2011 году компания заявила о своей готовности судиться с правительством Австралии, которое запретило использовать логотипы на продаваемых в этой стране сигаретных пачках, они должны быть заменены черным фоном и мрачными картинками. Нет сомнений, что концерн ждет еще немало громких процессов – как, впрочем, и других игроков табачного рынка.
Дарья Цветкова