Традиции табакокурения без малого две тысячи лет. Когда-то все начиналось с религиозных обрядов у индейцев Центральной Америки. Причем, они не только курили табак, но и нюхали его, используя тонкие тростниковые Y-образные трубочки, которые засовывали в нос раздвоенным концом. Эти нехитрые приспособления назывались «тобака», что и послужило впоследствии названием для соответствующего растения. Как поется в одной забавной песенке «Колумб ни в чем не виноват». Действительно, великий путешественник привез табак в Европу, но курить никого не заставлял.
Такое применение растения вообще мало кому приходило в голову в начале XVI века. Тогда табак считался лекарственным средством, его использовали в компрессах и нюхали, чтобы поправить здоровье. Особенно сильно в чудодейственные свойства табака верила французская королева Екатерина Медичи. Впрочем, ее надоумил человек, навсегда оставивший след в истории табакокурения. Это был Жан Нико - посол Франции при португальском дворе. От его фамилии возникло производное «никотин».
В Россию табак попал при Иване Грозном. Считается, что его привозили с собой офицеры, нанимаемые на царскую службу, и купцы. Курили тогда так: в коровий рог наливали воду, вставляли набитую трубку. Дым проходил через воду, выполнявшую функцию фильтра. Отсюда пошло такое странное, на первый взгляд, выражение «пить табак».
Петр I активно насаждал западную модель поведения. Табакокурение, строжайше запрещенное прежними правителями и духовенством, он сделал одним из символов перемен. После правления этого царя курение и нюхание табака становится по-настоящему модным.
Определенным элементом культуры табакокурение становится в конце XIX века. В России демонстративное курение было отличительным признаком разночинцев, нигилистов и революционеров. В США и Европе - эмансипированных женщин. Выбор феминистками именно этого способа заявить о равных правах с мужчинами, говорит о важной социальной значимости такого феномена как табакокурение.
В истории известен, по крайней мере, один случай, когда курение стало формой политического протеста. Случилось это во второй половине позапрошлого столетия, когда известный политик Отто фон Бисмарк только начинал свою блестящую карьеру и подвизался прусским послом в совете, объединяющем многочисленные немецкие государства под покровительством Австрийской империи. Не желая больше подчиняться австрийцам, Бисмарк устроил показательное курение прямо на заседании, поскольку знал, что австрийский посол не переносит дыма и запрещает немцам курить в своем присутствии. Более того, Бисмарк подговорил курить и прочих представителей Германии, даже тех, кто прежде чувствовал отвращение к дыму. Им он посоветовал держать в зубах трубку, не разжигая.
ХХ век провел жирную черту между курением сигарет и табака. Появившись как противопоставление элитным сигарам, коллекционным трубкам и эксклюзивным сортам табака, рабочее-крестьянские папиросы дали новый вектор развития табачной промышленности. Папиросы, а затем и сигареты стали отличаться массовостью, ценовой доступностью и социальной притягательностью. Последнее выражалось в желании противопоставить не только табачные изделия, но и обозначить классовую грань. По одну сторону - империалисты-капиталисты, по другую - пролетариат.
Что характерно, время еще больше разграничило табачные изделия. Однако, в наши дни функцию разделительной полосы выполняет отношение общества к курению. Имеющее тысячелетние традиции курение табака и даже сигар воспринимается больше как имиджевая составляющая, признак хорошего вкуса и элемент общей респектабельности. Трубка вообще характеризует людей основательных, склонных к созерцанию, глубоких. Не случайно, многие знаменитые люди не мыслили свое существование без трубки - Альберт Эйнштейн, Артур Конан Дойл, Джон Толкиен, Иосиф Сталин. Сигары обычно предпочитают люди, которые желают выделиться в каком-либо плане - финансовом, социальном, интеллектуальном. Эти табачные изделия выбрали Уинстон Черчилль, Че Гевара, Фидель Кастро, Аль Капоне, Зигмунд Фрейд.
В отличие от сигарет, курение трубки или сигары - это настоящее искусство, священнодейство, ритуал. Это непередаваемое удовольствие и уважение окружающих. Это приобщение к определенной философии, которую можно выразить так: «все преходящее, кроме подлинного наслаждения - оно вечно».
Алексей Чернов