Есть сферы бизнеса, которые обладают спецификой, превращающей производимые в них товары или оказываемые услуги в произведения искусства. Разумеется, в подобных сферах нужно обладать огромными знаниями, в том числе и секретными, опытом, традициями и многими другими компонентами, которых нет в производстве товаров широкого потребления. Производство настоящего высококачественного шампанского как раз относится к таким деловым сферам, и тем интереснее появление в них брендов, подобных шампанскому Nicolas Feuillatte.
Молодые, да ранние
Интерес к шампанскому Nicolas Feuillatte объясняется прежде всего не слишком стандартной «биографией» для производителей шампанского. Так как шампанское можно получить, лишь имея виноградники, производственные мощности и погреба, находящиеся в Шампани, а Шампань, при всей своей красоте, регион не такой уж и обширный, в подавляющем большинстве случаев производители шампанского имеют историю, которая насчитывает десятки, а иногда и сотни лет. Появление же в их рядах таких «молокососов», как Nicolas Feuillatte, компании, которой только-только исполнилось 35 лет, это, конечно, не потрясение, но существенная неожиданность.
Оказалось, что для этого достаточно энтузиазма и труда энтузиаста Николя Фюята, который в 1976 году основал собственный Дом шампанского своего же имени, Nicolas Feuillatte, и всего за десять лет сумел стать одним из весьма заметных производителей шампанского. Достиг он этого не только благодаря кропотливому созданию шампанского, но и весьма находчивой системе организации бизнеса. Николя фактически сумел объединить в кооператив мелких, практически частных производителей шампанского, около сотни субъектов, которые в сумме владели виноградниками общей площадью в несколько сотен гектаров.
Благодаря этому он получил возможность отбирать для производства своего шампанского только наиболее качественный виноград (примерно треть от собираемого на указанной площади), что напрямую повлияло на качество его продукции. В 1986 году объединение элитных виноделов Шампани Centre Vinicole de la Champagne выкупил у Фюята его компанию вместе с брендом, оставив его при этом представителем торговой марки. Принципы построения его Дома шампанского были сохранены, но теперь, учитывая могучие финансовые ресурсы новых владельцев, бренд Nicolas Feuillatte получил доступ к почти сотне корпоративных и примерно тысяче частных производителей Шампани, с общей площадью виноградников более 2000 гектаров. Неудивительно, что на такой сырьевой базе Дом шампанского Nicolas Feuillatte довольно быстро сумел достичь приличных показателей производства: выпуск 8 миллионов бутылок шампанского в год и экспорт своей продукции в полсотни стран мира.
Новая классика
Конечно, качество собираемого и используемого в качестве сырья винограда имеет очень важное значение, однако просто винограда, пусть и самого лучшего, ещё не достаточно для получения не просто шампанского, а одного из лучших марок шампанского. И здесь уже в ход идёт соблюдение всех технологических требований к обработке винограда, получению сусла, его брожению, хранению молодого вина и так далее. Одним из главных секретов успеха шампанского Nicolas Feuillatte является его постоянный мастер погреба (так называется специалист, который отвечает за практически все виды работ по производству шампанского, включая такие ключевые операции, как составление букета шампанского из разного сусла и хранение вина) Жан-Пьер Винсент. Постоянство лучшего шампанского Николя Фюят во многом обуславливается действиями мастера погреба Жан-Пьера Винсента, ответственного за отбор винограда, а также за качество продукта, структуру и характер вина.
Мастер объединяет различные типы виноматериала с целью получить шампанское наивысшего качества. Виноград, идущий на изготовление различных сортов шампанского отбирается в различных регионах Марна, Монтань де Реймса, Кот де Блана, региона Сезанне и в долине Марна, Л`Ардре и в Весль. Успешная ферментация и производство качественного шампанского зависит от качества используемых дрожжей: Nicolas Feuillatte обладает собственной дрожжевой культурой, выведенной в лаборатории. После завершения ферментации вино охлаждается до температуры примерно «минус четыре» градуса для стабилизации.
Nicolas Feuillatte уже создал немало хорошо себя зарекомендовавших марок шампанского, которые к тому же находятся в весьма приемлемом для широких масс потребителей ценовом сегменте (цена за бутылку в среднем от 50 до 150 долларов). Но если говорить о получивших наибольшее признание произведениях Дома, то нужно упомянуть шампанское Nicolas Feuillatte Brut Premier Cru Reserve Particuliere, выпускаемое со второй половины девяностых. В его состав входят 20% винограда сорта шардоне, 40% пино нуар и 40% пино менье, вино имеет светло-золотистый цвет, аромат фруктов и цветов с оттенком свежей хлебной корки. При этом Nicolas Feuillatte Brut Premier Cru Reserve Particuliere успел собрать в конце девяностых – начале двухтысячных множество наград и призов на международных винных конкурсах.
Александр Бабицкий