Все мы родом из детства. А самым ярким праздником этого периода является, безусловно, Новый год. С елкой, подарками, гостями и праздничным столом, уставленным всевозможными яствами. Но при любых вариантах сервировки стола и многообразия новогоднего меню неизменным остается одно. Шампанское. И непременно, «Советское».
Разумеется, сегодня можно купить различные варианты игристых вин, начиная от совсем неизвестных марок до коллекционной «Вдовы Клико». Но появляется какая-то щемящая ностальгия, когда глаза видят знакомую этикетку с заветными словами. «Советское шампанское». И все. Руки тянутся сами, а к горлу подкатывает комок. Вкусовое предвкушение, закрепленное чуть ли не на генетическом уровне.
Популярность «Советского шампанского» обусловлена самыми естественными причинами. Долгие годы это был единственный вариант игристого вина. К тому же, весьма доступный по цене. Вкус и аромат напитка изначально был ориентирован на российского потребителя, который, как известно, предпочитает более сладкие варианты, чем те же европейцы. Однако, «Советское шампанское» не стало заложником одного решения, ассортимент вина способен удовлетворить любые запросы. Кроме того, «Советское шампанское» было широко известно.
История появления этого напитка вполне прозаична. После известных событий 1917 года в России наступил экономический кризис. Предприятия были разорены, заводы по производству вин заброшены, действовал «сухой закон». Но со временем перед правительством новой страны встал вопрос о том, что необходимо наладить выпуск игристого вина и обязательно доступного разным слоям населения.
Сложность поставленной задачи заключалась в том, что тогдашняя технология предполагала длительный процесс производства игристых вин бутылочным способом. Помимо всего, это был очень затратный способ, изначально ставящий под сомнение доступность нового шампанского.
Но партия сказала: «Надо!». И известный специалист-шампанист Антон Михайлович Фролов-Багреев, имеющий еще царские награды за заслуги в виноделии, начинает искать способы решения проблемы. Он обратился к опыту французского профессора Момене, который еще в 1859 году предлагал вместо длительного и дорогостоящего брожения в бутылках использовать большие резервуары, называемые акратофоры. Новация не была доработана, поскольку французы в свое время не посчитали нужным делать свой национальный продукт массовым. А Фролов-Багреев усовершенствовал идею, благодаря чему брожение в акратофоре составило всего 25-27 суток.
28 июля 1936 года на заседании Политбюро было принято Постановление «О производстве «Советского шампанского», десертных и столовых вин». Данный документ регламентировал строительство винных предприятий в крупнейших городах СССР. Уже через год с конвейера «Донского завода шампанских вин» сошла первая бутылка под новой маркой. А в 1939 году был запущен в эксплуатацию завод в Горьком. Это стало началом всеобщей шампанизации страны.
После Великой Отечественной войны технология производства шампанского была усовершенствована. В 1953 году профессор Георгий Герасимович Агабальянц предложил использовать не закрытые резервуары для брожения, а 7-8 последовательно соединенных металлических акратофоров, где вино будет непрерывно двигаться при постоянном давлении. Данный метод получил одобрение и позволил снизить стоимость напитка на 20%, а также улучшить качество.
Что же касательно названия, то марка «Советское шампанское» была разработана в 1928 году Совнархозом. В настоящее время все права на ее использование принадлежат Федеральному Казенному Предприятию «Союзплодоимпорт», которое продает заводам франшизу на право называть свое шампанское «Советским». Кстати, эта марка может существовать только на русском языке. Латинское написание - неотъемлемая привилегия французов.
Согласно ГОСТу 13918-88, различают следующие виды марки: «Советское шампанское коллекционное» - его выдерживают не менее трех лет в бутылках и пишут на этикетке год шампанизации, «Советское шампанское» и «Советское шампанское специальных наименований». По содержанию сахара «Советское шампанское» подразделяют на:
брют - не более 1,5 г/100 см3
сухое - от 2,0 до 2,5
полусухое - от 4,0 до 4,5
полусладкое - от 6,0 до 6,5
сладкое - 8,0 до 8,5
специальных наименований - от 2,0 до 6,5.
По статистике, россияне отдают предпочтение полусладкому шампанскому, его покупают около 50% населения. 30% выбирают полусухое и лишь 20% - брют.
Алексей Чернов