Французские коньячные дома часто используют в своих рекламных компаниях образ семейственности. Ореол старинных традиций и секретов, по-домашнему качественного продукта – все это помогает сделать коньячные бренды более престижными. Хотя большинство коньячных домов являются семейными лишь номинально, в действительности же принадлежат крупным транснациональным корпорациям. Но есть и исключения: коньяк «Камю» производится одноименным коньячным домом, который на протяжении полутора столетий на самом деле является полноценным фамильным продуктом.
Семейные ценности
Все началось в 1863 году в Бордьери, самой небольшой производственной зоне региона Коньяк, когда группа виноделов основала своеобразное объединение для производства и продажи зрелого коньяка. В их число входил Жан-Батист Камю, который спустя четверть столетия выкупил у партнеров их долю и сделал предприятие семейным. Камю отличался не только талантом винодела, но и коммерческой хваткой, быстро став одним из самых успешных экспортеров коньяка за пределы Франции. Его сыновья, Эдмон и Гастон, в начале ХХ века продолжили дело отца и расширили экспортное направление деятельности коньячного дома. Дом Камю уникален еще и тем, что члены семьи основателя всегда были не только владельцами и руководителями фамильного дела, но и мастерами купажа, то есть лично создавали коньячные «букеты».
Помимо замечательных купажей семейных коньяков Эдмон и Гастон Камю одними из первых коньячных производителей оптимизировали экспорт своей продукции – стали вывозить коньяк не в дубовых бочках, как раньше, а в стеклянных бутылках. В 1910 году коньячный дом Камю стал официальным поставщиком российского императорского двора. Представитель третьего поколения семьи, Мишель Камю, вошел в историю дома не только успешным развитием достижений предшественников, но и прорывом в рыночной нише беспошлинной торговли, ныне известной всем как зоны «дьюти фри» в аэропортах и на пограничных пунктах. Дом «Камю» с начала 1960-х годов был одним из первых, кто обратил внимание на это направление и заслуженно стал лидером.
Жан Поль Камю, правнук основателя дома, вел как активное внутреннее развитие производства (расширял площади виноградников, модернизировал промышленные линии, строил новые погреба для выдержки коньяка), так и преуспел на внешнем рынке. Благодаря его дальновидности и стараниям с 1970-х годов коньяки «Камю» занимают основную нишу на алкогольных рынках Гонконга, Кореи, Японии. Он умудрялся продавать коньяк даже за «железный занавес», заключив с СССР соглашение о поставках ограниченных партий коньяка в обмен на продажу партий советского алкоголя во Франции.
С 2003 года главой дома является Сирилл Камю, которому в наследство достались фамильные виноградники в округе Бордьери площадью 180 га, находящийся здесь же родовой замок Плесси и коньячный бренд, четырежды признававшийся лучшим в мире. Впрочем, Сирилл не почивает на лаврах – при его управлении были открыты торговые представительства дома в Китае и США.
Цветочный аромат и мастерство виноделов
Регион Коньяк отнюдь не случайно разделен на особые зоны: эта классификация связана с особенностями почвы, влияющими на вкусовые качества выращенного на ней винограда. Зона Бордьери, цитадель дома Камю, характеризуется виноградом, коньяк из которого имеет особый цветочный аромат, отличающийся насыщенностью, устойчивостью и бархатистостью. Именно эти неповторимые черты и стараются сохранить и как можно выгоднее подать ценителям коньяка мастера купажа Камю. При этом коньячные спирты из зоны Бордьери служат основой коньяков, к ним же добавляются спирты, полученные из винограда других промышленных зон региона Коньяк. Фирменным ароматом дома Камю является присутствие в коньяке фиалкового акцента, характерного как раз для Бордьери.
Но создание коньяка не было бы столь сложным делом, а сам этот напиток не имел бы столько почитателей и такой высокой стоимости, если бы весь секрет заключался только в качестве и особенностях винограда. Коньяк «Камю» столь популярен еще и благодаря кропотливому труду виноделов, использующих старинные семейные технологии. Так, в этом коньячном доме используют двойную дистилляцию, проводимую как «на осадке» (для сохранения и подчеркивания индивидуальных вкусовых качеств), так и на отфильтрованном спирте. Кроме того, есть свои секреты и в процессе выдержки коньяка: Камю использует дубовые бочки, изготовленные на собственном производстве из древесины дубов из определенных районов Франции. Первые два месяца коньяк выдерживается в молодых дубовых бочках, а затем переливается в старые бочки для соблюдения оптимального баланса химических элементов.
В настоящее время линейка коньяков дома Камю насчитывает пять коллекций. Коллекция «Элеганс» состоит из четырех коньяков, составленных из коньячных спиртов пяти субрегионов. Один из этих коньяков, «Камю Экстра», был признан лучшим коньяком мира 1987 года. Коллекция «Бордьери» включает в себя два коньяка, полученных из фамильных погребов виноделов, проживающих в этой производственной зоне. Эти коньяки составляются из спиртов десяти-пятнадцатилетнего возраста и после купажа выдерживаются в дубовых бочках не менее четырех лет. Коллекция «Иль-де-Ре» состоит из трех коньяков, полученных из спиртов винограда, выращенного на западном окончании региона Коньяк, то есть в наибольшей степени отличающегося по своим вкусовым качествам от фирменного винограда из Бордьери. Коллекция «Шедевр» это пять коньяков, выпускаемых ограниченными партиями в коллекционных хрустальных флаконах-флягах. Эти коньяки получаются посредством купажа из шестидесяти коньячных спиртов. Пятая коллекция, «Рариссимы», состоит из разнообразных современных коньяков, среди которых присутствуют как напитки с долгим сроком выдержки и насыщенным вкусом, так и предназначенные для использования в коньячных коктейлях.
Александр Бабицкий