Коньяк «Мартель» относится к числу самых популярных коньячных брендов. Он неизменно входит в когорту элитных французских коньяков, его знают и ценят истинные любители и профессионалы, пусть по степени известности среди широкой аудитории марка Martelle несколько уступает более раскрученным конкурентам. И это может показаться вдвойне несправедливым, учитывая то обстоятельство, что коньячный дом Мартель стоял у истоков зарождения коньяка как особенного напитка.
Сказать, что «Мартель» это синоним французского коньяка , будет, наверное, преувеличением – но совсем незначительным.
Перфекционизм, проницательность и деньги жены
В 2015 году у коньячного дома «Мартель» грандиозный праздник – ему исполняется ни много, ни мало три столетия. На данный момент фактически это самый долголетний коньячный дом из ныне здравствующих и успешных (для сравнения – коньячный дом Remy Martin основан в 1724 году, дом Hennessy – в 1765 году, а дом Camus и вовсе в 1863 году).
В 1715 году молодой предприимчивый человек по имени Жан Мартель, переехав в тогда еще мало чем примечательный город Коньяк, на родину жены, занялся собственным делом. Поначалу он пробовал торговать зерном, но быстро понял, что глупо, находясь посреди Эльдорадо, не зарабатывать на золоте. А местность Коньяк была и остается именно таким винодельческим Эльдорадо, позволяющим производить уникальные спиртные напитки.
Мартель также быстро забраковал идею торговать уже готовыми винами – они не устраивали его по качеству. И тогда он, вложив в дело собственные сбережения, приданное супруги и занятые у ее родственников деньги, начал производить собственный коньяк. Тщательность и терпеливость, с которыми Жан подходил к выращиванию винограда, обработке сусла и выдержке спиртов, принесли свои результаты. Его коньяк оказался настолько высокого качества, что с ним семья Мартель смогла выйти на международный рынок.
В середине XVIII века, уже после смерти основателя коньячного дома, его вдова и дети смогли заключить контракты на поставки своего коньяка на Британские острова, а также в некоторые немецкие княжества. Собственно, именно успех марки Martelle и высокая репутация французского коньяка послужили важным толчком к возникновению многих других коньячных домов на землях по берегу реки Шаранты.
Следуя традициям и принципам основателя
С тех пор и до настоящего времени коньяк «Мартель» сохраняет свою высокую репутацию. Он набирает рейтинг среди широкой потребительской аудитории, да и настоящие знатоки коньяка отдавали и отдают ему должное. Не зря именно этот коньяк зачастую входит в меню транспортных средств особой комфортности, будь то роскошные океанские лайнеры или сверхскоростные пассажирские самолеты. Секреты успеха были заложены еще Жаном Мартелем и сохраняются его потомками и преемниками на протяжении вот уже трех столетий. Секреты эти модно разделить на три главных составляющих.
Составляющая первая – уникальные климатические и агрокультурные условия региона Коньяк. Здесь виноградники растут на суглинистой почве, естественный химический состав которой сообщает созревающему винограду особый вкус и аромат. Кроме того, данный регион очень удачно расположен – благодаря близости Атлантического океана климат весьма мягкий, идеальный для созревания винограда. С одной стороны, он не слишком жаркий, поэтому винограду не страдает от жары летом. С другой, не слишком суровый, так что зимой лоза не вымерзает от холодов. Поэтому Жан Мартель с самого начала использовал любую возможность, чтобы приобретать при каждом удобном случае хотя бы кусочек земли из местности Бордьери, самой плодородной в области Коньяк.
Составляющая вторая – сохраняемая технология перегонки коньячных спиртов из виноградного сусла. Коньячный дом «Мартель» по-прежнему работает с дистилляционными аппаратами, построенными по принципу классических шарантийских кубов – с современными техническими инновациями, разумеется. Это позволяет получать на выходе максимально чистый и качественный коньячный спирт. Составляющая третья – выдержка коньячных спиртов, а затем в случае с самыми престижными видами коньяка, и самого готового напитка, производится исключительно в бочках из дуба, выросшего в Тронсейском лесу. Дубы из этого леса обладают особенной мелкозернистой структурой и мягкостью, что является оптимальным для выдержки в таких бочках коньячного спирта. Спирт приобретает нужные оттенки вкуса и аромата, при этом древесина позволяет коньяку дышать.
Два миллиона ящиков в год – это не шутки
Как и все традиционные коньячные дома Франции, дом Martelle имеет собственные виноградники в регионе Коньяк, в том числе и на территории Бордьери. Дому принадлежат около 400 гектароввиноградников в самом сердце винодельческой Франции. Однако этого недостаточно для загрузки всех производственных мощностей, так что «Мартель» прибегает к ежегодным закупкам винограда у двух с половиной тысяч мелких агропроизводителей региона. Как много винограда нельзя было бы добыть с 400 га, их все равно не хватит для того, чтобы каждый год выпускать два миллиона ящиков коньяка. Именно таков стабильный производственный план коньячного дома Martelle, благодаря чему каждая шестая бутылка настоящего коньяка, проданная в мире, выпускается именно под этим брендом.
Примерно половина, то есть миллион ящиков, приходится на наиболее доступный вид коньяков «Мартель» - Martelle VS. Он был создан в середине XIX столетия именно с целью максимально широкого заполнения рынка качественным и при этом доступным по цене коньяком. В его состав входит четыре вида коньячных спиртов, выдержанных не менее пяти лет. Цена полулитровой бутылки VS колеблется от пятидесяти до семидесяти долларов.
Примерно в пятьдесят раз дороже один из самых редких коньяков «Мартель» - выпущенный в 1997 году ограниченной серией в 1997 бутылок Cognac L’Art de Martell L, купаж которого состоит из спиртов, самый молодой из которых выдерживался в дубовых бочках восемьдесят лет.
Наиболее же известным коньяком дома «Мартель» является напиток под названием Martell Cordon Bleu, представленный на суд публики еще в 1912 году. Производство его предполагает использование при купаже не менее ста пятидесяти коньячных спиртов, прошедших выдержку от двадцати до тридцати лет. Cordon Bleu обладает темно-медным цветом, заметными нотками фиалки в послевкусии и выраженным апельсиновым ароматом. В настоящее время его можно приобрести примерно за сто восемьдесят долларов за бутылку объемом 0,7 л.
Александр Бабицкий