Жил-был на британском острове Джерси, что в бухте Сен-Мало, между побережьем Франции и английскими землями, простой паренек по имени Джон Мартель. Гулял по живописнейшему во Вселенной «пятачку» величиной 14 километров на 8, видал карликовый камыш, канареечного вьюрка и проворную лягушку... А потом переехал на юго-запад Франции, в провинцию Коньяк, и стал зваться Жаном. Впрочем, интереса к прекрасным птицам не утратил - золотистая ласточка, которая, по легенде, прилетала каждый год в долину Шаранты, позже станет символом всемирно знаменитого коньячного дома.
…Со слов «все крупные современные состояния нажиты нечестным путем», начиналась книга, присланная Остапом Бендером подпольному миллионеру Корейко. С небольшой спекуляции начинался и знаменитый коньячный дом Martell: Джон-Жан попросту эксплуатировал старые связи с исторической родиной и зарождающиеся - с родиной новоприобретенной: покупал коньячный спирт у местных виноделов и продавал англичанам. Осознавая, тем не менее, что только постоянное развитие бизнеса может гарантировать ему все возрастающие обороты и прибыли. А потому через 12 лет после начала торгового процесса, Жан Мартель купил все, что положено: земли, оборудование, лозы, занялся исследованиями коньячных спиртов и начал богатеть уже всерьез. Залогом дальнейшего процветания Martell стала и аккуратность Жана: его подробные записи по ходу всех экспериментов составили одну из важнейших «ценностей бренда», а результатом первых же изысканий стал «специальный» коньяк Martel VS (very special).
Именно с трехзвездочного VS начинается «модельный ряд» Martell: светло-золотистый коньяк, в состав которого входят спирты 5-7 летней выдержки, являющийся престижным продуктом в силу имени на этикетке, но, тем не менее, сбалансированным по соотношению «цена-качество». Мягкий, крепкий, гармоничный, с ярко выраженными древесными и фруктовыми нотами винограда, банана и груши, он является воплощением знаменитого дома (провинции Коньяк, да и всей Франции, если уж на то пошло!) с 1912 года.
Продолжает линейку коньяк Martel VSOP - Very Superior Old Pale, спирты которого чуть постарше - от 8 до 12 лет. Округлый «полный» вкус с оттенками ванили, абрикоса и дуба оставляет изысканное послевкусие. Бутылка коньяка украшена профилем Людовика XV, «Короля-Солнце» в память о 1715 годе, одновременно последнем в его правлении и первом в жизни Martell.
Сложный вкусовой букет коньяка Martell XO Supreme - это сладость ванили, пряная вуаль сухофруктов, ноты миндаля. Коньячные спирты, входящие в его состав, достигают возраста 40-45 лет. Martell Cordon Bleu, названный так в честь престижной кулинарной школы «Голубая лента», сочетает в себе чистые цветочные ноты и вкус экзотических специй.
Современные серии Martell представлены 50-летним Martell Cohiba, специально разработанным по заказу сигарного дома Habanos для наилучшего сочетания с сигарами;
Martell L'Or - коньяком возраста 60-80 лет с добавлением природного золота; Martell Creation - выпущенным в 1995 году к 280-летию дома в изысканном графине, украшенном тройной аркой - символом триумфа; Martell L'Art - ограниченной серией в количестве 1997 экземпляров, выпущенной в 1997 году по случаю присоединения Гонконга к Китаю.
Коньячные спирты Martell хранятся в двух погребах, которые называют «Чистилищем» и «Раем». Именно «райские» спирты используются для купажирования последних трех коньяков.
«Младшие» коньяки Martel употребляют чистыми, со льдом или в составе коктейлей. «Старшие» подливать в коктейль или охлаждать - кощунство, здесь необходимо классическое трио в виде чашечки превосходного кофе, ароматной сигары и приземистого бокала-снифтера, по стенкам которого маслянистыми разводами стекает жидкое золото.
Компания использует виноградное сырье из провинции Бордери для придания изысканного аромата, провинций Гран Шампань и Пти Шампань - для крепости, виноград из провинции Фэн Буа - в качестве базового для коньяков, которые пьются молодыми.
Бочки, которые, как известно, ничуть не менее важны для производственного процесса, чем сам виноград, до сих пор делают вручную из лимузенского дуба, маркируя каждую персональным клеймом бондаря, гордого своим ремеслом. Ведь noblesse oblige, положение обязывает! Эта философия полностью выражена в бутылке коньяка Martel Noblige, составленного из 20-летних коньячных спиртов.
Изысканный, пряный коньяк пьянит... Но как не пропьешь мастерство, так и родство не пропьешь! А потому рано или поздно британской крови Жана Мартеля суждено было проснуться в жилах его предков, когда в 1992 французский коньячный дом Martell стал спонсором престижных английских скачек Grand National.
В 2002 году Martell стал частью компании Pernod Ricard. Ежегодный объем продаж Martell превышает 23 миллиона бутылок, а это чуть менее 20 % мирового коньячного рынка.
Кира Кратная