Одна из легенд в мире шампанских вин и одна из легенд в мире долгоживущих брендов - Moet & Chandon. Если доверять - а оснований не доверять нет ни малейших - знаменитой учетной записи, сделанной рукой основателя империи Клода Моэ (раритет хранится в архиве компании), то первые поставки вина были произведены в столицу Франции еще в 1743 году. В том же году патриарх основал собственное производство Moet. Редко какой фамильный бизнес переживает века и продолжает занимать на рынке одну из лидирующих позиций. Однако статистика такова: знаменитая марка шампанских вин Moet & Chandon Brut Imperial - одна из самых потребляемых в мире.
История: начало
Даже если не касаться исключительных качеств любого шампанского, выпускаемого под знаменитой маркой, история компании изобилует такими историческими анекдотами, что грех о них молчать. Например, мадам Помпадур вполне могла бы оказаться, как сейчас говорят, лицом фирмы. Ей принадлежит изумительная фраза о том, что только шампанское делает женщину еще красивее. Для слогана длинновато, но каков эффект на рынке продаж! Действительно, взлет Moet & Chandon приходится на годы правления Людовика XV, когда без знаменитого уже тогда шампанского не обходился ни один вечер в Версале и в любых других резиденциях французского монарха. Можно ли придумать лучшую рекламный ход?
Париж был взят без боя, не устояла и Франция. Столь же победоносным было шествие и по остальным странам старушки-Европы: в 1750 пала Англия, вслед за ней в 1755 перестала сопротивляться Германия. В начале шестидесятых годов к списку побежденных присоединились Испания и Российская империя. Конец века для компании ознаменовался завоеванием не только всего Старого Света, но и проникновением на рынок США, где ни у кого не возникло желания сопротивляться солнечному игристому вину.
В 1832 году половина компании была передана потомком Клода Моэ Жаном Реми, уходившим на покой, любимому зятю Пьеру-Габриэлю Шадо де Бриаллье. Вторая половина перешла к сыну Виктору, так что бизнес остался семейным, приобретя несколько расширенное имя - Moet & Chandon.
Наполеон и шампанское
Кстати, Жан-Рэми Моэ лично дружил с самим Наполеоном Бонапартом, большим ценителем шампанского. И великий корсиканец косвенным образом посодействовал одной из самых необычных рекламных акций за всю историю - разграблению богатейших подвалов Эперне, где хранилось драгоценное шампанское. В 1814 году это произошло, геройствовали в подземных галереях русские казаки, а помогали им прусские войска. Мудрый Жан-Реми Моэ, нечто подобное предполагавший с момента бегства своего друга из России, реагировал на варварство весьма философски и с дальним прицелом. Сейчас они меня разоряют, писал он в дневнике, но именно они становятся моими гонцами, что по всему свету расскажут о чудесном вине. И это принесет мне еще большее богатство.
Все суше и суше
Только в 1840 году появился статус марочного шампанского, а через 2 года Моэ презентовал свой первый образец в этом сегменте вин. А вот с «сухостью» шампанского история особая - поначалу потребителю кисловатый привкус не очень нравился. Пили такое шампанское из соображений престижа и в ознаменование своей избранности, да здравствует тщеславие! Еще бы, монархи пьют, не жалко и пять франков отдать - очень приличные по тем временам деньги. Но именно французы предпочитали пить шампанское послаще. В некоторые марки шампанского компания даже начала добавлять сахарный сироп, чтобы купировать кислоту.
Хорошо, что создатели королевского шампанского не сразу пошли на поводу у массового вкуса. Как раз в это время тенденция проявилась окончательно: оказалось, что как раз самые сухие и дорогие сорта шампанского раскупаются наиболее активно. Начиная c 1856 года появились сорта Dry и Sec, в которых сахара совсем мало, а в Британии аристократы и те, кто тщился ими стать, полюбили так называемое «ледяное шампанское», где сахар практически отсутствовал. Чуть позже, уже в Новом Свете, история с сухим шампанским повторилась - «Белая Звезда» стала чуть ли не «национальным» шампанским американцев.
Значительным аккордом в этой несладкой теме стало рождение на свет главного героя: в 1868 году появился самый продаваемый ныне в мире бренд - Moet & Chandon Brut Imperial, элитное сухое шампанское. Этот сорт - один из самых дорогих у Moet & Chandon.