Мы все уже привыкли к словосочетанию «мировой экономический кризис». Но мировой кризис остаётся лишь темой новостных телевизионных программ и газетных публикаций до тех пор, пока не коснётся непосредственно каждого предприятия, каждой фирмы, каждой коммерческой структуры. И в такой ситуации вспоминают об одном из важнейших аспектов менеджмента, об антикризисном управлении. Не стоит думать, что антикризисное управление получило развитие лишь в связи с событиями последних месяцев: в конце концов, нынешний кризис не первый и не последний, да к тому же участники рыночных взаимоотношений сталкиваются не только с мировыми или региональными, но и с собственными локальными кризисами.
Кризисное положение любого предприятия или организации может быть спровоцировано как внешними, так и внутренними факторами, которые имеют свойство дополнять и усугублять друг друга. Внешними факторами возникновения кризиса на предприятии считаются такие обстоятельства, на которые данная конкретная организация повлиять не в состоянии. В этой связи чаще всего указывают на появление сильных конкурентов, негативные изменения в структуре доходов и расходов населения, несбалансированная бюджетно-налоговая политика государства, общее научно-техническое отставание национальной экономической системы и тому подобное. Внутренние факторы это управленческие ошибки руководства отдельно взятого предприятия, например: нерациональное использование финансовых, трудовых и производственных ресурсов, просчёты в маркетинговой стратегии, низкий уровень организации трудовой деятельности и так далее.
Под антикризисным управлением подразумевается применение методов и процедур, направленных на социально-экономическую оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности того или иного субъекта экономической деятельности, от индивидуального предпринимателя до экономики целого государства. Антикризисное управление тесно связано с понятием «риск-менеджмент» (или управление рисками), представляющим из себя процесс разработки и применения комплекса управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения негативного результата и минимизации возможных потерь в случае неизбежности их возникновения. Главной целью экономического риск-менеджмента является повышение рыночной конкурентоспособности.
Если акцентировать внимание на антикризисном управлении предприятия или организации, то необходимо указать на три основные стадии кризиса. Для ранней стадии характерны единичные проявления неэффективности в производстве и сбыте продукции, что находит отражение главным образом в снижении темпов роста продаж. Признаки промежуточной стадии можно констатировать в том случае, если начались трудности с поставками сырья, увеличением числа претензий к качеству выпускаемой продукции, сложности с получением кредитов и перебои в выплате заработной платы сотрудникам. На поздней стадии кризиса наблюдается нехватка собственных оборотных средств, производство практически останавливается из-за отсутствия сырья, вызванного требованиями поставщиком погасить задолженности за уже предоставленные материалы.
В такой ситуации основными направлениями антикризисного управления предприятия или организации будут следующие меры: разработка новой, эффективной управленческой стратегии, повышение производительности труда, привлечение средств учредителей или внешних инвесторов, оздоровление кредитно-финансового состояния организации, усиление мотивации сотрудников, выявление проблемных «участков» в деятельности предприятия. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс следующих мер:
- рассмотреть дебиторскую задолженность предприятия, проанализировать его кадровую политику, договорные отношения, рассмотреть налоговый и бухгалтерский учёт, оценить оправданность выбора тех или иных направлений производственно-коммерческой деятельности организации;
- разработка непосредственно антикризисной программы, в которую должны входить - проведение мероприятий, необходимых для предотвращения банкротства и защиты от возможных попыток поглощения; корректировка кадровой политики; взыскание дебиторской задолженности и составление графика платежей по кредитной задолженности;
- поиск и активизация ранее неиспользованного внутреннего потенциала для более эффективной деятельности по выходу из сложившегося кризисного положения.
Александр Бабицкий