Несмотря на то, что венчурное финансирование занимается малыми компаниями, оно представляет заметное явление в мировой экономике. Государства, которые не имеют пока сложившегося экономического института венчурного предпринимательства, прилагают усилия, чтобы создать соответствующий сектор экономики. Такое внимание и роль венчурного финансирования связаны с тем, что венчурный капиталист инвестирует деньги не просто в малую компанию, а исключительно в малые высокотехнологичные компании, которые ориентированы на разработку и выпуск новой, наукоемкой продукции. Венчурное финансирование всегда долгосрочно - прибыль можно получить не ранее, чем через 5-7 лет, но зато характеризуется сверхвысокими прибылями.
Венчурное финансирование позволяет увеличить капитал в 5-10 раз, что практически невозможно сравнивать с другими видами инвестиций.
До второй половины ХХ столетия было принято считать, что сверхвысокие прибыли дает только торговля нефтью, оружием, наркотиками, содержание игорных домов и борделей. Во всех остальных случаях было принято довольствоваться относительно скромным приростом капитала, зато при полном соблюдении действующего законодательства.
Однако вторая половина ХХ века открыла новые возможности для получения сверхвысоких прибылей - абсолютно законные, однако, сопряженные с таким же высоким, как и прибыли, риском: выделение прямых инвестиций малым и средним компаниям, разрабатывающим и производящим наукоемкую продукцию и услуги, базирующиеся на высоких технологиях.
Риск понятен - ведь нужно вкладывать деньги в предприятие, которое никому не известно, ничем себя не зарекомендовало. Однако, в случае успеха, очевидно, что прибыли от венчурного финансирования могут быть совершенно беспредельны.
Венчурное финансирование имеет ряд особенностей. В первую очередь оно представляет собой биржевую игру, то есть - риск. При этом капитал вкладывается не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал, а другую часть акционерного капитала составляет интеллектуальная собственность основателей компании. Сами инвестиции осуществляются в те компании, акции которых еще не котируются на фондовой бирже - то есть, ставки делаются на совершенно «темную лошадку».
Дополнительную сложность для тех, кто решился заняться венчурным финансированием, представляет то, что капитал представляется на средний и длительный срок, и не может быть изъят венчурным капиталистом по собственному желанию до того, как завершится жизненный цикл компании. Весь этот срок капитал, вложенный в компанию, неликвиден, а реальный размер прибыли становится ясным только после того, как предприятие выходит на фондовый рынок - тогда инвесторы венчурного капитала получают доход за счет продажи своего пакета акций.
Риск увеличивает то, что венчурное финансирование не предоставляется предприятиям, которые уже приносят высокую прибыль, а преимущественно тем компаниям, которые обладают потенциальной возможностью роста. Однако, этот же принцип, увеличивая риск, многократно увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей.
Необходимо заметить, что венчурное финансирование направлено не только на получение сверхвысоких прибылей, которые возможны в основном лишь при нелегитимных видах деятельности. Дело в том, что с помощью венчурного финансирования можно создавать новые рынки производства и сбыта, а, оказавшись на этих рынках первым, легко занять господствующее положение.
При этом с помощью частного капитала (государственный капитал не участвует в венчурном финансировании) создаются новые прогрессивные технологии, стимулируется научно-технический прогресс государства.
Можно привести ряд примеров успешного венчурного финансирования, которые подогревают желание заниматься подобным видом инвестиций у многих. Широко известен случай с российским научным коллективом, который, получив венчурное финансирование буквально в несколько тысяч долларов, создал лекарственный препарат «Тимоген» (мощный иммунный стимулятор). Лицензия на производство препарата была продана в США за несколько миллионов долларов - если сравнить с вложением, то прибыль получается просто астрономическая. Собственно говоря, подобную прибыль не принес даже Леня Голубков и все МММ господину Мавроди, а если учесть еще и то, что высокодоходные махинации караются высокими сроками лишения свободы, то становится очевидным - венчурное финансирование является весьма и весьма привлекательным. Нужно только уметь выбирать успешные проекты.
София ВАРГАН