Словосочетание «финансовый мониторинг» стало неотъемлемой частью экономической лексики, особенно в последние годы. Это обусловлено, с одной стороны, значительным увеличением коммерческо-финансовых организаций, с другой, наметилось очевидное желание государственных структур иметь чёткое представление об экономической деятельности частных (и не только) учреждений в нашей стране. Именно эту задачу и призваны решить меры по ужесточению финансового мониторинга.
Само понятие «мониторинг» означает процесс систематического сбора и обработки информации о составных частях и параметрах того или иного сложного процесса, направленный вынесение оценки, выработки планов действия и принятия решения по данному процессу. Выражаясь простым русским языком, мониторинг это отслеживание всей необходимой информации о том или ином процессе или объекте. В свою очередь, финансовый мониторинг это своеобразный контроль, связанный с проведением различных финансовых операций. Также в понятие финансового мониторинга включают и деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению действий, подлежащих обязательному контролю или связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и других противоправных финансовых действий.
Особо важное значение финансовый мониторинг в последнее время получил в качестве одного из ключевых инструментов деловой и конкурентной разведки, то есть действий, осуществляемых одними бизнес-структурами для получения данных о деятельности других структур, способных принести выгоду. Прежде всего это актуально для тех сфер, в которых успех зависит от своевременного получения информации об общем состоянии рынка, о действиях конкурентов и надёжности партнёров. Самым простым применением финансового мониторинга в этих целях является метод аналгии: с помощью сравнения данных о нескольких аналогичных по своей структуре организациях можно вывести средние значения таких показателей, как размеры оборотных средств, доходов или степени рентабельности бизнеса. Другим распространённым методом является расчёт по косвенным признакам: скажем, с помощью анализа дистрибьюторской сети конкурента и соответствующих разведывательных действий в отношении других предприятий-конкурентов, появляется возможность объективной оценки экономическую мощи рассматриваемой компании.
Другой разновидностью финансового мониторинга является мониторинг со стороны государства. Здесь мотив другой: выявить и привлечь к ответственности недобросовестных участников экономической жизни, каких, как нетрудно догадаться, предостаточно. Для этого необходимо наладить систему государственного мониторинга во всех финансовых сферах страны. Именно для этого и предназначен Федеральный закон № 115-ФЗ, поправки и дополнения в который вносятся практически каждый год. В этом законодательном акте постоянно в сторону ужесточения изменяются процесс документооборота, подготовка внутренних нормативных документов, рамки компетентности служб и управлений по безопасности, вводится обучение новых и переквалификация с аттестацией старых сотрудников в части знания финансового мониторинга, меняются и добавляются новые функции сотрудников и т.д. Всего же к субъектам финансового мониторинга (то есть к организациям, подверженным государственному контролю за финансовой деятельностью) относятся:
- кредитные организации;
- лизинговые компании;
- страховые организации;
- организации федеральной почтовой связи;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- организации-посредники в сделках и операциях с недвижимостью;
- управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
- ломбарды, а также организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома подобных изделий;
- организации игорного бизнеса, в том числе тотализаторы и букмекерские конторы;
- организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.
Все эти организации несут ответственность за подготовку и проведение процесса финансового мониторинга. Соответственно, обязательному контролю подлежат следующие финансовые операции (согласно информационному письму Министерства финансов РФ от 31 марта 2009 года):
- операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей;
- сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 миллиона рублей;
- операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности.
Помимо указанных операций необходимо в обязательном порядке предоставлять в государственные органы сведения о финансовых операциях, осуществляемых в целях легализации доходов, полученных преступным путём.
Александр Бабицкий