Мы даже не заметили, как словосочетание «сетевой маркетинг» прочно укоренилось в нашем языке. При этом, как это нередко бывает с иностранными словами и терминами, многие из тех, кто произносит – «сетевой маркетинг» – не имеют даже приблизительного понятия, что это такое. Да и для тех, кто на основании каких-либо сведений уже составил своё мнение об этом явлении, зачастую не могут определиться, хороши это слова, «сетевой маркетинг», или плохие.
Хотя справедливости ради нужно заметить, что словосочетание «сетевой маркетинг» по большому счёту стало особенно популярным именно в нашей стране для обозначения явления, первоначально известного как многоуровневый маркетинг (Multi Level Marketing - MLM). Впрочем, как его не называйте, сетевым или многоуровневым, но суть этого маркетинга остаётся неизменной: это способ прямых розничных продаж, когда отсутствует предварительная широкая рекламная компания товара, а человек, ставший дистрибьютором (то есть распространителем), осуществляет акцию по одновременной и рекламе и продаже непосредственно с потенциальным покупателем. В свою очередь, этот дистрибьютор получают определённую долю с продажи каждой единицы товара (или определённого количества проданного товара). Эпитет «сетевой» за этим видом продаж закрепился в первую очередь из-за того, что большая часть подобных дистрибьюторов создавали настоящие «торговые сети» преимущественно среди своих друзей и знакомых.
Сетевой маркетинг штука не настолько молода, как можно подумать, она появилась не вчера и не позавчера. Официально, если можно так выразиться, отсчёт существования системы многоуровневого маркетинга ведут с 1945 года, когда национальными дистрибьюторами химико-фармацевтической американской компании Nutrilite Products стали Уильям Кэссельбери и Ли Митингер. Именно они для распространения продукции Nutrilite Products впервые на практике применили приёмы, ныне являющиеся классикой сетевого маркетинга. Уже совсем скоро, в 1959 году, Рич де Вос и Джей ван Энджел, в течение десяти лет бывшие сотрудниками Nutrilite Products, основали собственную фирму American Way Corporation (Amway), деятельность которой уже полностью была основана на принципах сетевого маркетинга. С 1975 по 1979 годы Федеральная комиссия по торговле США проводила расследование в отношении деятельности Amway, так как на первый взгляд её функционирование очень напоминало механизмы работы финансовых пирамид. Однако в конце концов было сделано заключение, что многоуровневый маркетинг является легальным способом продвижения товаров на рынке. С тех самых пор сетевой маркетинг и начал распространяться по миру, в нашу страну придя в 1989 году с приобретшей одиозную известность компанией Herbalife. Расцвет сетевого маркетинга в нашей стране связан с экономической стабилизацией конца 1990-х – начала 2000-х годов, когда данный сегмент рынка начал играть значительную роль в торговле косметическими продуктами, мелкими предметами бытовой техники и товаров для дома.
Что касается принципов сетевого маркетинга, то, если отбросить наукоподобные сложные объяснения и рассуждения, схема достаточно проста. Существует некая компания, производящая определённый товар или владеющая оптовой партией товара и желающая его продать. Для распространения товара привлекаются индивидуальные дистрибьюторы, в обязанности которых входит нахождение потенциального покупателя, проведение краткой рекламной акции (в большинстве случаев ограничивающейся перечислением функций товара и демонстрации наиболее простых из них) и осуществление сделки купли-продажи. Доход самого дистрибьютора состоит из определённой доли, которую он получает от выручки за каждый товар. В данном случае выгода компании (производителя или оптового продавца) заключается в том, что, во-первых, изначально в стоимость закладывается высокая розничная цена, значительно (иногда в разы) превосходящая цену аналогичного товара в магазинах, во-вторых, нет расходов на рекламные акции, минимизируются расходы на персонал («доля» продавца уже в высокой цене). Выгода дистрибьютора в данном случае заключается в том, что его доход зависит от того, сколько он своими стараниями смог продать единиц того или иного товара.
Особенностью, которая роднит сетевой маркетинг с финансовыми пирамидами и которая в своё время обратила на себя внимание американских властей (китайские власти вообще запретили многоуровневый маркетинг на территории своей страны), является следующий принцип. Дело в том, что дополнительным стимулом для активной работы для дистрибьютора является условие, согласно которому он может получать дополнительный доход, если привлечёт в число дистрибьюторов компании своих знакомых. Таким образом, он будет получать определённый процент с каждой сделки, которую совершил привлечённый им дистрибьютор. Итак, создаётся очень внешне привлекательная схема. Правда, при рекламе сетевого маркетинга обычно не упоминают о том, что этот принцип рано или поздно (чаще рано) приводит к тому, что цена на товар достигает критической отметки, когда повышать её далее уже невозможно. Люди просто не готовы будут платить, скажем, десять тысяч за утюг или три тысячи за обычный гель для душа. Поэтому в результате чем дальше от верхушки дистрибьюторской лестницы находится человек, тем всё меньше и меньше будут его доходы – ему ведь ещё нужно отчислять проценты «старшим» дистрибьюторам. Это в самом деле напоминает финансовую пирамиду, однако у сетевого маркетинга есть важное отличие: здесь нет вступительных взносов, выплачиваемых за не имеющие реальной цены ценные бумаги или обязательства, как в пирамидах. Здесь есть реальный товар, который в самом деле продаётся по определённой цене (пусть и завышенной) на не противоречащих закону деловых, оговоренных заранее условиях.
У сетевого маркетинга множество критиков, которые справедливо обвиняют эту схему с различных позиций. Говорится о схожести структуры многоуровневого маркетинга со структурой тоталитарной секты или даже организованного преступного сообщества. Активно критикуется та неоправданно радостная картина, с помощью которой вербуются новые дистрибьюторы, которым «забывают» рассказать о недостатках и минусах данной системы. Однако не стоит забывать о том, что это прежде всего законная схема получения дохода. Вопрос о том, что она построена для извлечения выгоды ограниченным количеством особо предприимчивых людей за счёт недополучения выгоды гораздо большим числом менее предприимчивых и деловых людей, находится уже в другой, моральной плоскости. Но у капитализма, как все успели убедиться, с моралью не всегда самые тесные отношения.
Александр Бабицкий