Одной из многообразия ценных бумаг, с помощью операций с которой на фондовом рынке можно либо приумножить свой капитал, либо приуменьшить его, является конвертируемая облигация. Собственно обычная облигация представляет из себя эмиссионную долговую ценную бумагу, которая гарантирует её владельцу получение от эмитента облигации (то есть от финансовой структуры, выпустившей данную бумагу) обозначенную в ней номинальную стоимость не позднее предусмотренного срока. А конвертируемой называется облигация, которая может быть обменена на установленное количество обычных акций той или иной компании по фиксированной цене.
Привлекательность конвертируемых облигаций состоит в возможности привлечения инвесторов, заинтересованных не столько в получении гарантированного дохода, сколько в возможности увеличения прибыли за счёт колебаний биржевых котировок. Если объяснять схему «работы» конвертируемых облигаций предельно утрировано, то имеем следующую школьную задачку: допустим, гражданин А. приобрёл конвертируемую облигацию, выпущенную компанией Б., в которой чёрным по белому написано, что он имеет полное право приобрести 10 акций по цене 15 условных единиц за акцию. Через какое-то время Х. акции компании Б. выросли в цене, которая теперь составляет 20 условных единиц. В такой ситуации гражданин А. может воспользоваться своим правом, приобрести 10 акций по «старой» цене в 15 у.е., а затем самостоятельно продать их на бирже за 20 у.е., получив, таким образом, прибыль в размере 50 у.е.
Конечно, у любого финансового экономического инструмента есть как положительные, так и негативные моменты, выгоды и риски. Начнём с положительного, с плюсов и выгоды, которую сулит использование конвертируемых облигаций. Данный вид ценных бумаг особенно привлекателен тем, что предлагает потенциальным инвесторам как потенциал роста, присущий акциям, так и защиту от риска падения стоимости, что является отличительной чертой облигаций. Это повышает надёжность инвестиций в такие бумаги и снижает риски убытков. К тому же такие “гибридные” облигации выпускаются чаще, нежели конвертируемые привилегированные акции, по которым выплачиваются квартальные дивиденды. Такое положение вещей позволяет инвесторам сохранять финансовую мобильность и более оперативно реагировать на изменения биржевых котировок.
Не стоит забывать и о том, что конвертируемые облигации позволяют получать выгоду не только компаниям-эмитентам, но и сдерживать в разумных пределах риск для инвесторов. Ведь даже в периоды снижения котировок они позволяют получать процентный доход, который обеспечивает определенную доходность на основную сумму капиталовложений. К тому же такие облигации могут быть обменены на обыкновенные акции той или иной корпорации в любое время до истечения срока их действия, если стоимость обыкновенных акций поднимается выше фиксированной цены конверсии.
Всё это, конечно, хорошо, но не стоит забывать и о потенциальных «минусах» конвертируемых облигаций, которые тоже имеются. Опытные биржевые игроки предпочитают не связываться с конвертируемыми облигациями, так как на рынке их относительно немного и их непросто отслеживать на протяжении длительного времени. Кроме того, по исследованиям специалистов, в последнее время вероятность объявления дефолта по конвертируемым облигациям существенно выше, чем по другим долговым корпоративным обязательствам, поскольку они выпускаются преимущественно компаниями, финансовое состояние которых оставляет желать лучшего. Ведь примерно половина конвертируемых облигаций, появившихся в течение последних пяти лет, были выпущены компаниями, работающими в области высоких технологий. В условиях кризиса, когда технологический сектор испытывает немалые проблемы, вероятность банкротств компаний в этой области и, следовательно, обесценивания их акций и облигаций повышается.
Немалую отрицательную роль в вопросе о надёжности вложения средств в конвертируемые облигации играет и внимание к этому виду ценных бумаг хедж-фондов. Дело в том, что именно эти фонды осуществляют наиболее крупные сделки по покупке конвертируемых облигаций и одновременно проводят игру на понижение по акциям соответствующей компании, стимулируя сброс акций и падение котировок. Продав опционные контракты, фонды начинают игру на понижение, что затрудняет рост котировок и достижение установленного коэффициента конверсии. Это означает, что, до тех пор, пока облигации не будут конвертированы в акции, компании будут вынуждены выплачивать по ним проценты, на которые, собственно, и рассчитывают хедж-фонды. А вот обычным инвесторам, заинтересованным в росте котировок акций, в это время приходится нелегко.
Александр Бабицкий