Облигации

облигацииПри словосочетании «ценные бумаги» в большинстве случаев первая ассоциация связана с акциями. Однако есть и другой вид ценных бумаг, которые в современной мировой финансово-экономической системе имеют значение не намного меньшее (если вообще меньшее), чем те же акции. Речь идёт об облигациях.

Под облигацией понимается ценная бумага, которая может выпускаться как частными компаниями, так и муниципальными и государственными органами, которая представляет из себя долговое обязательство. Если утрировать, то облигация это бумага, в которой чёрным по белому записано, что определённая компания, муниципальный орган управления или государство берёт на себя долговое обязательство. Данное долговое обязательство заключается в том, что эмитент (компания, орган управления, государство, выпустившие эту ценную бумагу) обещает, что покупатель и владелец облигации в определённый срок будет получать в той или иной форме (единовременная прибыль, постоянный фиксированный процент или некие имущественные права) доход от данной ценной бумаги. Таким образом, облигация в определённой мере похожа на договор о выдаче кредита и условиях его возврата, но только значительно облегчает процедуру и не предусматривает залога.

Впрочем, ценные бумаги сами по себе представляют лишь часть своей стоимости, полная их ценность во многом зависит от тех рыночных механизмов, с помощью которых они становятся объектом купли-продажи и других финансовых операций. Особенность рынка облигаций заключается в том, что облигации это срочные, то есть обладающие неким лимитом действия по времени. И именно от срока действия облигаций (то есть от того временного отрезка, по истечении которого владелец облигации должен получить от эмитента прибыль) зависит большинство операций на рынке этих ценных бумаг. Дело в том, что когда покупается облигация, то покупатель выплачивает не только ту сумму, которая непосредственно указана в облигации, но и ту сумму, которую на тот момент на этой облигации уже накопилось дохода (сумма накопленного купонного дохода). Относится это, естественно, к тем сделкам, в которых участвуют бывший и будущий владелец облигации, а не её эмитент. С помощью указанных заранее даты погашения займа по облигации и суммы самого займа и рассчитывается этот самый накопленный купонный доход. Цена таких сделок всегда указывается в процентах от номинала ценной бумаги.

Существует две основные классификации, по которым облигации делят на различные виды. Первая классификация в качестве критерия имеет тип дохода, и в соответствии с ней облигации делятся на дисконтные, с фиксированной процентной ставкой и с плавающей процентной ставкой. Дисконтная облигация характеризуется тем, что доход от неё получается за счёт того, что эмитент продаёт её ниже номинала, а чем ближе подходит срок погашения долга, тем больше рыночная цена бумаги растёт. Облигация с фиксированной процентной ставкой гарантирует её владельцу получение чётко оговорённых заранее процентов, а облигация с плавающей процентной ставкой предоставляет купившему её человеку возможность заработать больше или меньше, в зависимости от тех или иных макроэкономических показателей. Вторая классификация строится на видах эмитентов, и здесь всё просто – облигации могут быть корпоративными (выпускаться частными компаниями), муниципальными (давать право на доход от деятельности или имущества тех или иных муниципальных органов) и государственными (возвращение денег гарантируется государством, при этом в подавляющем случае такие облигации обладают фиксированной и не слишком высокой процентной ставкой).

Кроме видов облигаций существует ряд критериев, которые позволяют определить «качество» этих ценных бумаг, определить их надёжность, престижность, прибыльность и эффективность в качестве средства вложения инвестиций. Перечислим эти критерии:

  • срок погашения – облигации могут быть краткосрочными (срок до 5 лет), среднесрочными (от 5 до 12 лет), долгосрочными (свыше 12 лет);
  • процентные ставки – ставки могут начисляться с определённой периодичностью и в одних и тех же процентах от номинала облигации либо без твёрдых дат и значений;
  • цена – облигация может продаваться по различной цене, в зависимости, в частности, от того, покупается ли она непосредственно у эмитента либо перекупается у бывшего владельца (здесь имеет значение срок выпуска облигации и близость момента наступления времени выплат);
  • доходность – облигации не менее рискованные ценные бумаги, чем акции, ведь корпоративные облигации могут обесцениться в результате разорения компании-эмитента; надёжнее в этом плане муниципальные и государственные облигации, но они значительно менее доходны, чем корпоративные;
  • номинальный доход – фиксированный доход, определяемый процентной ставкой, установленной для данной конкретной облигации при её выпуске;
  • кредитное качество – в данном случае оценивается надёжность облигации с точки зрения платёжеспособности эмитента; качество это может разниться от бумаг, полностью гарантированных государством, до практически спекулятивных, рассчитанных на использование сложившейся на коротком отрезке времени рыночной конъюнктуры;
  • налоговый статус – некоторые виды облигаций, из числа муниципальных и государственных, предоставляют своим владельцам налоговые льготы, например, сниженную ставку налога на доходы, полученные от таких облигаций;
  • страхование – существует ряд специализированных страховых компаний, которые занимаются страхованием компаний – эмитентов облигаций, предоставляя покупателям гарантии выплат по этим ценным бумагам и тем самым повышая уровень кредитного качества облигаций.

Александр Бабицкий