Представить современное общество без системы потребления сложно. Оно выработало такие ценности, как потребительская культура, потребительские права, потребительское образование и так далее. Прежде всего, под потреблением понимается использование каких-либо продуктов или услуг для удовлетворения своих потребностей. К нему по-разному относятся. Одни видят в нем стимул для развития экономики, другие – симптом деградации человечества.
Примерно с XX века о потреблении сложилось представление не только как об экономическом утилитарном процессе, но и как о культурной программе. Само потребление состоит из таких «стадий», как выбор товара или услуги, приобретение, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение вещью как имуществом. Есть такое понятие – «потребительское поведение». Оно характеризует рыночное поведение человека как конечного потребителя какой-либо продукции. Но все чаще в выражение «потребительское поведение» вкладывается совсем другой смысл. Современные потребители, по оценкам экономистов и психологов, тратят деньги не за вещи, а за имидж, который им дает право обладания этими вещами.
Человек покупающий
Чем выше уровень цивилизации, тем прочнее утверждаются в обществе идеи добровольно-принудительного материального равенства, суть которых сводится к тому, чтобы быть «не хуже других». Об этом уже не раз размышляли философы и социологи, в том числе Макс Вебер с его Homo economical и отечественный исследователь Александр Бибков, предложивший модель Homo sociologicus. Потребление из простого удовлетворения потребностей превратилось в своеобразное мировоззрение, вполне способное конкурировать с самыми мощными идеологиями.
Человек становится приверженцем философии потребления потому, что она вполне четко и ясно определяет его место в мире, который, в свою очередь, построен на принципах выгоды и комфорта. В этом мире каждый имеет шанс на успех, каждый может добиться материального благополучия и высокого социального статуса, достаточно лишь правильно выбрать карьерную линию. Адепты философии потребления уверены в том, что богатство само по себе не имеет никакого смысла. Деньги и вещи хороши лишь тем, что с их помощью можно создать определенный имидж и подчеркнуть определенный статус. Чем выше финансовые возможности, тем шире палитра имиджей и статусов. Один и тот же потребитель может выступать и как посетитель гламурного клуба, и как завзятый поклонник высокого искусства, и как сторонник здорового образа жизни, и как путешественник-экстремал, тратящий кучу денег на уникальную экипировку. Потребление, таким образом, становится видом творчества: оно позволяет создавать и совершенствовать различные стили жизни.
Тысячи видов сыра и дырка от бублика
Знаменитые строчки Владимира Маяковского, написанные еще в начале XX века, про дырку от бублика и демократическую республику характеризуют не что иное, как общество потребления. Колоритных оттенков в эту характеристику добавил однажды и редактор мужского глянцевого журнала «Максим» Илья Безуглый, высказавшийся о потребительском мире примерно так: «Там понятие «счастье» заменяется понятием «комфорт». Если у тебя есть на завтрак выбор из пятнадцати тысяч видов сливочного сыра к твоему бублику, значит, ты счастливый человек. А вот если у тебя их не пятнадцать тысяч, а тринадцать, то уже как-то не очень с тобой хорошо».
Потребление способствует развитию бизнеса, а тот, в свою очередь, определяет состояние государственной экономики. Поэтому любому государству выгодны потребительские настроения в обществе. Кроме того, человек, вовлеченный в культ потребления, рано или поздно становится активным участником системы кредитования: ведь его потребности постоянно растут, а удовлетворять их, опираясь лишь на величину собственного дохода, может далеко не каждый. В погоне за статусом люди приобретают дорогие модели телефонов, престижные автомобили и новое жилье в кредит, совершенно не задумываясь о том, как они потом будут расплачиваться с долгами. Государству крайне выгодно «подсаживать» на кредитную иглу своих граждан. В этом случае они становятся зависимыми, легко управляемыми, так как уже не могут резко освободиться от долговой петли и начать новую жизнь.
Светлана Усанкова