Предприятие является основным субъектом современной экономической деятельности, поэтому вопрос о его стоимости весьма важен. Действительно, именно по рыночной стоимости предприятия можно судить о его деловом потенциале, о влиянии на ситуацию на рынке и на отношения между его участниками.
Что составляет цену предприятия
Рыночной ценой предприятия называют ту стоимостную оценку, которую дали участники сделки по купле-продаже того или иного предприятия. Таким образом, рыночная цена не является постоянной, зафиксированной величиной, это скорее образец прецедентного права в экономике – приобретение какого-либо предприятия и обнародованная сумма сделки является ориентиром для подобных сделок с предприятиями со схожими показателями. Рыночная цена всегда является следствием переговорного процесса между покупателем и продавцом предприятия. Именно поэтому ключевое значение при определении рыночной стоимости имеет оценка, проводимая обычно представителями специального финансово-юридического института оценщиков.
В рыночную стоимость входит стоимость имущественного комплекса предприятия, то есть всех видов имущества, которые вовлечены в хозяйственную деятельность. В состав имущественного комплекса по обыкновению включают:
- все виды недвижимости,
- транспортные средства,
- оборудование,
- запасные части для машин всех видов,
- сырье,
- инвентарь,
- непосредственные запасы готовой продукции,
- все виды нематериальных активов (бренд, имущественные обязательства, интеллектуальную собственность – патенты, лицензии и тому подобное).
Исходя из составных частей имущественного комплекса различают такие виды рыночной стоимости предприятия, как стоимость действующего предприятия и стоимость предприятия по активам (оценивается отдельно каждый элемент предприятия на случай отдельной продажи после расформирования компании). Выделяют также виды рыночной стоимости предприятия, основанные на источниках формирования его дохода:
- инвестиционная стоимость;
- обоснованная рыночная стоимость;
- ликвидационная стоимость (совпадает со стоимостью предприятия по активам).
Оценка рыночной стоимости
Оценка рыночной стоимости предприятия имеет важнейшее значение для функционирования экономической системы. Во-первых, именно на основе оценки стоимости предприятия формируется его цена - ведь продавец стремится максимально завысить цену, а покупатель, напротив, занизить, поэтому нужен объективный механизм оценки. Во-вторых, предприятие является особым видом товара, таким, инвестиции в который призваны принести прибыль по прошествии определенного времени - а это также необходимо учитывать при сделке купли-продажи. В-третьих, ценообразование в сфере торговли предприятиями имеет особое значение для всей экономики, отчего к подобным сделкам всегда проявляет пристальное внимание государство, особенно его антимонопольное и налоговое ведомства. Наконец, необходимо учитывать ту самую специфику предприятия, которое является системным товаром, то есть может быть продано как целиком, так и по частям.
Впрочем, оценка рыночной стоимости предприятия для осуществления сделки купли-продажи - это лишь один из случаев, когда возникает необходимость в подобной оценке. Помимо этого, существуют также и другие варианты, когда необходимо получить данные о рыночной стоимости предприятия:
- оптимизация хозяйственно-производственной деятельности требует точного понимания, какого рода и каких размеров требуются инвестиции в те или иные элементы предприятия и насколько они будут оправданными; определение руководством предприятия собственного экономического потенциала для принятия решения по крупному внешнему инвестированию (в другие субъекты экономической деятельности);
- периодическая оценка рыночной стоимости помогает отслеживать динамику развития предприятия и на раннем этапе диагностировать возможные сложности - это один из наиболее эффективных способов обнаружения опасности банкротства.
Для получения общей информации о рыночной стоимости предприятия обычно исследуют такие данные, как:
- размер уставного капитала,
- организационно-правовая форма предприятия,
- основные текущие финансовые показатели,
- сведения об основных владельцах,
- история предприятия,
- отчет о маркетинговой политике,
- бухгалтерский баланс,
- финансовый отчет за определенный временной промежуток
- отчет о движении денежных средств предприятия.
Александр Бабицкий