Экономическая лексика в последние годы все активнее внедряется в повседневную жизнь. При этом зачастую те или иные слова, обычно иностранного происхождения, активно используются без понимания их значения. Так, наряду с новообразованными терминами до сих пор для многих не слишком ясно понятие «дебиторская задолженность», представляющее собой одно из наиболее часто используемых в деловой лексике словосочетаний.
Долги: неприятно, но неизбежно
В действительности в этом понятии нет ничего сложного: дебиторская задолженность - это суммированные долги физических или юридических лиц перед организацией, оказавшей им услуги или продавшей товар. Если переводить экономическую терминологию на литературный язык, дебиторская задолженность означает возникновение классической ситуации «утром стулья - вечером деньги». То есть покупатель получает товар или услугу, однако не расплачивается за них. Весь период с момента оформления сделки и до момента окончательного расчета по ней и является временем наличия дебиторской задолженности. Таким образом, дебиторская задолженность с юридической точки зрения может считаться составной частью имущества компании, выступающей в сделке в качестве продавцов. Это означает, что у данного предприятия или организации есть не только финансовые, но и судебные механизмы взыскивания долгов.
Впрочем, в подавляющем большинстве случаев ни о каких судебных разбирательствах речи не идет, потому что дебиторская задолженность в практике экономической деятельности приобрела рядовой характер, став одной из разновидностей кредитования. Зачастую дебиторская задолженность выглядит как особый механизм взаиморасчетов: покупатель получает товар, вносит определенную часть оплаты, а оставшаяся часть числится в качестве дебиторской задолженности определенное время. Кроме того, продавец в ходе финансово-экономического сотрудничества может посредством формирования дебиторской задолженности стимулировать развитие партнера - деньги, освобожденные на данном этапе от выплат за товары или услуги, могут быть инвестированы. Также дебиторская задолженность применяется в тех ситуациях, когда продавцу необходимо, например, сбыть излишки товара и с помощью рассрочки платежей привлечь клиентов. Так что дебиторская задолженность - это вовсе не катастрофа, а обычный и широко распространенный финансовый инструмент. Впрочем, не стоит забывать, что подобные долги - это «реальные» средства, изъятые из оборота компании, что может негативно сказаться на ее положении, особенно в ситуации, когда сама компания должна выплачивать кредиты.
Принципы управления дебиторской задолженностью
И раз уж дебиторская задолженность является финансовым инструментом, значит, с помощью ее рационального использования можно извлекать прибыль. И первым этапом управления дебиторской задолженностью является разработка системы анализа надежности и платежеспособности потенциальных клиентов. Проводя аналогию с медициной, можно сказать, что данная система является своего рода профилактическими мерами, которые помогаю свести риск возникновения самой ситуации дебиторской задолженности к минимуму. Предварительный анализ особенно важен в условиях финансовой нестабильности компании, когда от надежности поступления денежных средств зависит стабильность ее деятельности. В этом случае необходим не только личный контакт с потенциальным покупателем (или его руководством в случае с юридическим лицом), но и сбор информации о его деловой репутации через партнеров. Также большую роль играет разработка особого внутреннего регламента, основываясь на котором и будут оцениваться клиенты.
Когда дебиторская задолженность уже возникла, необходимо приложить максимум усилий для придания ей управляемого характера, а также для извлечения выгоды. Для адекватного выполнения этих условий нужно обеспечить выполнение следующих функций:
- юридическое сопровождение всех сделок, чтобы в случае возникновения дебиторской задолженности иметь максимальные возможности для взыскания долга через судебные инстанции;
- контроль над соотношением дебиторской и кредитной задолженностей, то есть следить за тем, чтобы долги предприятию не превысили долговые обязательства самой компании;
- грамотная оценка реально существующей дебиторской задолженности;
- выявление нежелательных и недопустимых видов дебиторской задолженности, способных оказать особо негативное воздействие на деятельность предприятия;
- обеспечение страховки дебиторской задолженности: заключение соглашений с компаниями, специализирующимися на возврате задолженностей, страхование кредитов, факторинговые операции;
- адекватное прогнозирование поступления средств в счет погашения дебиторской задолженности;
- своевременные меры по взысканию задолженности.
Александр Бабицкий