Несмотря на то, что государство является участником экономических отношений во всех странах мира, а зачастую и вовсе представляет собой основу всей экономической системы, о непосредственных формах государственного вмешательства в экономику известно не так много. В основном познания о государственных экономических механизмах ограничиваются понятием «налоги», реже вспоминают иные понятия. Одним из наименее узнаваемых государственных инструментов в экономике является государственный кредит.
Государство чаще берет в долг
Строго говоря, категория государственного кредита ничем не отличается от общего понятия кредитных отношений, построенных на принципах возвратности (предоставленная кредитором заемщику сумма подлежит возврату на тех или иных условиях), срочности (при заключении договора оговаривается срок поэтапного и окончательного возврата средств) и платности (операции осуществляются наличными средствами и предполагают платный характер). Государственный кредит представляет собой тот же самый кредит, то есть совокупность определенных отношений, между кредитором и заемщиком, участником которых выступает государство. Таким образом, становится очевидным, что в понятие государственный кредит входит три группы случаев:
- когда государство выступает заемщиком в отношении группы физических или юридических лиц (среди которых могут быть и другие государства);
- когда государство является кредитором в отношении физических или юридических лиц;
- когда государство предстает в роли гаранта при заключении кредитного соглашения.
Но в подавляющем большинстве случаев понятие «государственный кредит» используется дл обозначения типов кредитных сделок, в которых государство выступает в качестве заемщика. Специфика этой разновидности государственного кредита определяется его целями. Прежде всего, конечно, государство прибегает к роли заемщика в тех случаях, когда ему нужны дополнительные средства для покрытия расходов. Чаще всего это случается в тех случаях, когда по различным причинам наличных средств бюджета не хватает, государство же стремится избежать включения денежного печатного станка, увеличения денежной массы и подстегивания темпов инфляции. Например, в условиях мирового финансового кризиса многие государства прибегли к государственному кредиту, в основном за счет заимствований у других государств и международных финансовых организаций.
Однако государственный кредит - это не обязательно признак проблем государства. Нередко государство прибегает к заимствованию у физических и юридических лиц в том случае, когда становится очевидным, что граждане и предприниматели имеют определенные запасы денежных средств, которые так или иначе изъяты из активной деятельности внутри экономической системы. И вот тогда государство прибегает к государственному кредиту, чтобы пустить денежные средства в оборот и способствовать дальнейшему развитию экономики за счет социальных программ.
Особенности государственного кредита
Притом, что государственный кредит в общих чертах имеет те же свойства и признаки, что и общие кредитные отношения, в данном случае имеется ряд характерных отличий. Например, от коммерческого банковского кредита государственный кредит отличается по ряду позиций. Так, сама потребность в привлечении средств в случае с банком возникает по причине неравномерности изменения стоимости товаров и услуг в процессе производственной деятельности, тогда как государственный кредит чаще всего обусловлен дефицитом бюджета. Кроме того, банковский кредит - это всегда инструмент увеличения денежной массы в открытой экономической системе, а государственный кредит неизменно предполагает сокращение денежной массы, часть которой уходит на непосредственные нужды государства. Банковский кредит неизменно имеет целевое назначение, то есть условием сделки является четкое обозначение, на какие цели выдаются деньги; когда же в роли заемщика выступает государство, конкретная цель не фигурирует в сделке, государство вольно распоряжаться полученными средствами по собственному усмотрению.
Если рассматривать государственный кредит в первую очередь как финансовую категорию, то он выполняет две основные функции. Функция первая - фискальная: государственный кредит выступает в качестве дополнительного (по отношению к налогообложению) источника формирования денежных фондов государства, то есть используется для прямого покрытия государственных расходов. Функция вторая - регулирующая: с помощью государственного кредита регулируются денежные потоки в экономической системе. Ведь если государство занимает деньги у физических лиц, то количество денежных средств, находящихся в прямом обращении, сокращается, а если кредитором выступают юридические лица, то денежная масса может увеличиться. Наконец, с помощью этого инструмента государство может регулировать стоимость кредитования: чем выше спрос со стороны государства, тем выше растет уровень ссудного процента, следовательно, кредит становится более дорогим для юридических лиц. Управлять же государственным кредитом государство имеет возможность при помощи таких механизмов, как:
- регулирование рынка государственного кредита;
- изменение порядка, условий и форм предоставления кредитов самим государством;
- обслуживание и погашение государственного долга;
- присутствие на вторичном рынке долговых обязательств;
- выпуск и размещение новых облигационных займов.
Александр Бабицкий