При свободном движении капитала и независимой денежной политике регулирующие финансовую систему государства институты вынуждены или отменять фиксированный курс или истощать валютные резервы. При фиксированном обменном курсе и независимой денежной политике возникают барьеры на движение капитала. Если допустить одновременное существование свободного движения капитала и зафиксировать валютный курс, иностранные инвесторы начинают влиять на предложение денег в экономике. Этот парадокс в экономике называется феноменом «невозможной троицы».
При прочих условиях удерживать курс национальной валюты на искусственно завышенном уровне в определенный момент становится невозможно. К тому же со временем несоразмерный курс начинает дополнять инфляция и ослабление позиций экспорта, приводящее к дефициту в торговом балансе государства.
Преодоление торгового дефицита
Понижение курса валюты создает выгодные условия для экспортеров. В странах, в которых весомую долю доходов в бюджете составляет экспорт ресурсов, это становится особенно актуальным в ситуации падающих цен на мировом рынке. Выигрывают от девальвации производители товаров, не только становящиеся конкурентоспособными на внутреннем рынке (за счет ослабления позиций импортеров), но и получающие возможность формирования внешнеторговых связей.
Все это помогает государству преодолеть дефицит в торговом балансе, получив дополнительный доход в бюджет от налоговой нагрузки на поднимающихся производителей. Так, например, после августовского кризиса 1998 года в России из пищевой индустрии ушло большинство импортных производителей соков, дав дорогу отечественным. Если в 1997 году их доля на рынке составляла 55%, то в 2010 году на долю импорта приходилось только 5%. (Хотя глобальные бренды PepsiCo и Coca-Cola во второй половине двухтысячных начали активно выкупать финансовые активы крупнейших компаний, структура производства последних не изменилась, и они работают на территории России на отечественных производственных мощностях).
Однако девальвация не всегда приводит к стимулированию экспорта. Так, в Беларуси после девальвации валюты в 2009 году экспорт даже несколько сократился по сравнению с предшествующими показателями.
Растущий внешний и внутренний долг и сокращение дефицита бюджета
Девальвация сохраняет часть резервных фондов, активно расходуемых во время экономического кризиса. Финансовые институты становятся менее зависимыми от госзаимствований, а давление на цены государственных облигаций и других ценных бумаг, находящихся в обращении банков и фондов, снижается. Иными словами, снижается давление на уровень ликвидности денежного обращения.
Минимизируются риски для инвестиций в национальные активы со стороны иностранных инвесторов, однако этот эффект более очевиден в резкой девальвации, а при плавной становится практически не ощутим.
Как показала практика, девальвации зачастую предшествуют крупные иностранные кредиты, как было в России в 1998 году и Беларуси в 2009 году. Ослабление курса национальной валюты часто является мерой, рекомендуемой МВФ в качестве одного из условий, способствующих займу.
Издержки
Стимулирование роста производства, сохранение резервов и экспортный профицит обеспечиваются при девальвации фактически за счет населения. Экономическому подъему в долгосрочной перспективе неизбежно предшествует падение реального уровня жизни в краткосрочном периоде. Дешевеет рабочая сила, дорожают импортные товары, обесцениваются сбережения населения. Для смягчения негативного эффекта девальвацию проводят постепенно, предсказуемо и с сохранением ряда регулирующих механизмов.
Ксения Жарчинская