Если в девяностые годы XX века символом благосостояния российской элиты была Рублевка, то в XXI веке отечественные олигархи променяли московские ландшафты на неброские красоты туманного Альбиона. В столице Великобритании сформировалась огромная русскоязычная община, располагающая немалыми деньгами и приезжающие сюда приумножать свои капиталы на Лондонской фондовой бирже. Лондон за 2003-2009 годы заметно изменился в том смысле, что в нем появились целые русские кварталы.
«Лондонград» или «Москва-на-Темзе» - так окрестили это явление журналисты и риэлторы, причем первых больше интересует стиль жизни русских лондонцев, а вторых – динамика цен на люксовую недвижимость. Ведь обитатели «Лондограда» прославились любовью к роскошным дворцам и прочим престижным квадратным метрам. И пока не грянул мировой финансовый кризис, их недюжинные покупательские способности позволяли взвинчивать цены на элитную лондонскую недвижимость до неимоверных величин. Они скупали апартаменты и особняки в самых дорогих и престижных районах Лондона, начиная с центра, который примыкает к цепочке великолепных лондонских парков: в Кенсингтоне, Найтсбридже, Мэйфэйре, Челси и Белгравии. Облюбовали новоявленные русские лондонцы и Ноттинг Хилл и район Сент-Вудж, где находится знаменитая битловская Эбби-Роуд. В северной части города им пришелся по вкусу утопающий в зелени Хэмпстед.
Зачем сюда приезжают
Лондон, город-космополит, новоявленные обитатели называют hype&trendy, то есть будоражащим и стильным. До родной Москвы от него всего три с половиной часа лета. Прежде всего, российских нуворишей привлекает местное налоговое законодательство: особый статус резидента Великобритании, который проводит большую часть времени за ее пределами, позволяет не платить налоги на прибыль, поскольку она была получена за границей. Также от иностранцев не требуется уплата налога на сверхприбыль. Согласие инвестировать полтора миллиона евро в боны британского государственного казначейства открывает «зеленую дорогу» при получении визы в эту страну и даже британского паспорта.
Самая крупная финансовая площадка в мире – Лондонская фондовая биржа также занимает почетное место в списке приоритетов «лондонградцев». В 2006 году российские компании сумели привлечь на Лондонской фондовой бирже рекордную сумму в 12 миллиардов долларов, причем более десяти миллиардов долларов в этой сумме составляла доля «Роснефти». К 2009 году оборот по российским ценным бумагам на Лондонской фондовой бирже заметно снизился: с прежних сорока процентов он упал до двадцати.
Лондонские муниципальные власти всегда довольно благосклонно относились к «русскому нашествию». Состоятельные иммигранты вливали «свежую кровь» в экономическую жизнь столицы Британского королевства. Они создавали немало рабочих мест, нанимая целые штаты прислуги, садовников, гувернанток, адвокатов, секретарей и так далее.
Чьи хоромы дороже
Считается, что основателем «Лондонграда» стал опальный Борис Березовский, выложивший за особняк в Челси 10 миллионов фунтов стерлингов. За ним к английским традициям решили приобщиться Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Леонид Блаватник, Виктор Вексельберг, Владимир Воронин и многие другие олигархи.
У Романа Абрамовича в Лондоне как минимум четыре особняка. В 2007 году их совокупная стоимость составляла 60 миллионов долларов. Они располагаются в Белгравии – элитном районе британской столицы, который даже в путеводителях обозначается как «шикарный Лондон».
Олег Дерипаска за 25 миллионов фунтов стерлингов приобрел особняк эпохи Регентства конца XVIII века. Он окружен садом потрясающей красоты, где на лужайках даже зимой растет вечнозеленая трава.
Леонид Блаватник, сколотивший свое состояние на нефти, купил за 41 миллион фунтов стерлингов великолепный замок с девятью ванными комнатами и бассейном. Кроме того, в нем насчитывается десяток жилых комнат, есть оранжерея и гараж на двадцать автомобилей. Этот дом в истории «Лондонграда» остался одним из самых дорогих. Но Блаватника обставили Алишер Усманов (цена приобретения – 48 миллионов фунтов стерлингов) и бывший глава Внешэкономбанка Владимир Чернухин ( 72 миллиона фунтов стерлингов). В 2008 году 90-комнатный особняк в Лондоне за 50 миллионов фунтов стерлингов перешел во владение супруги московского мэра Екатерины Батуриной.
Понятие «Лондонград» ассоциируется с Англией, но выходит далеко за пределы административных границ Лондона, потому что к «лондонградцам» причисляют и поместье Пертшир, купленное за 6,8 миллионов фунтов стерлингов Владимиром Лисиным, и Хэмпстед, где приобрел виллу с пуленепробиваемыми стеклами «алюминиевый король» Юрий Шляйфштейн, и ряд других окрестностей британской столицы.
Ценовые качели
Парадокс рынка элитной лондонской недвижимости заключается в том, что он слишком уж стал зависимым от переменчивых «русских» настроений. Если, как уже говорилось выше, прежде богатые покупатели российского происхождения способствовали небывалому росту цен, то с началом глобального финансового кризиса они же и опустили расценки на квадратные метры до смехотворных по местным меркам величин.
По данным лондонской риэлторской компании Bruten, цена на особняк в Мэйфейре за период с лета по осень 2008 года снизилась с 21 миллиона фунтов стерлингов до 17 миллионов. Дома стоимостью более двух с половиной миллионов фунтов стерлингов подешевели на 22%. Объекты элитной недвижимости, оценивающиеся в суммы свыше одного миллиона фунтов стерлингов, в среднем упали в цене на 17%.
Лишь с лета 2009 года цены на элитную недвижимость в Лондоне стали показывать уверенную динамику, увеличившись по сравнению с показателями предыдущего года почти на 2%. Эксперты полагают, что в 2010 году тенденция продолжится, и темпы роста достигнут 5-7% в год.
Светлана Усанкова