В развивающейся экономике взлет к вершине зачастую бывает довольно стремительным. Доротея Штайнбрух (Дороти Стейнбрах) – на личном примере показала, как от держателей небольшой текстильной фабрики в пределах двух поколений продвинуться до крупнейших промышленников, входящих в число лидеров по производству стали на мировом рынке. Семья, в которой тесно переплелись бразильские и еврейские корни, владеет компанией «Siderurgica Nacional» (CSN), динамично растущей со второй половины двухтысячных. И, несмотря на то, что официально делами заправляет зять Доротеи, она является полноправной владелицей этого бизнеса.
Фабрика успеха
Первое предприятие Штайнбрухов в Бразилии было открыто при поддержке нашумевшего клана Рабиновичей, с которыми муж Доротеи состоял в родстве через свою сестру – Алегрию. После того, как она вместе со своим супругом, Самуэлем Рабиновичем, погибла в авиакатастрофе, принадлежавшая им текстильная фабрика «Сан-Роке», отошла в наследство к братьям – Менделю и Елизару Штайнбрух. Названное в честь их матери «Текстиль Элизабет», предприятие со временем стало одним из крупнейших производителей пряжи и нейлона. В 1990 году главный бизнес-журнал Бразилии «Exame» присудил «Текстиль Элизабет» статус «Компании года». И это была только малая часть в будущем огромной текстильной империи Штайнбрухов.
Неоценимым влиянием в их бизнес можно считать предприятие «Lanifício Varam» – крупнейшую камвольную фабрику Южной Америки. Объединив ее производственные мощности с активами «Brasibel» и «Textile Elizabeth», Штайнбрухи создали, пожалуй, один из самых успешных товарных знаков в истории бразильской текстильной промышленности – «Vicunha». В 1993 году сын Доротеи Штайнбрух Бенджамин вложил прибыль от семейного бизнеса в активы компании «CSN». Став держателями контрольного пакета акций, Бенджамин, Доротея и Елизар Штайнбрух оказались ключевыми фигурами в компании. И сегодня возможности их предприятия поистине поражают….
Стальная мощь
«Siderurgica Nacional» фактически является наиболее успешным производителем стали в Бразилии. В начале 2007 года компании, правда, не удалось осуществить слияние с англо-голландским сталелитейным предприятием «Corus Group». Инициативу перехватили их конкуренты из Индии – «Tata Steel». Но в том же году «Siderurgica Nacional» удвоила свои обороты. Причиной подъема стали возросшие цены на сталь.
Состояние Доротеи Штайнбрух оценивается в сумму более чем шесть миллиардов долларов. Немаловажную часть её общего капитала помимо доходов от CSN составляют активы другой компании Штайнбрухов, «Banco Fibra», насчитывающие около 5,7 миллиардов долларов. При этом сама Доротея формально отошла от дел. Пост председателя совета директоров в «Siderurgica Nacional» занимает ее сын. Также активное участие в делах семьи принимает его дядя – Елизар Штайнбрух. Муж Дороти, Мендель, ушел из жизни раньше ее, оставив жене не только успешный бизнес, но и семью.
Феномен Доротеи Штайнбрух
Ей удалось сохранить приватность личной жизни, вырастить троих детей, удержать в руках и приумножить богатства огромной группы компаний. При этом в истории Доротеи Штайнбрух, за исключением знакомства с Рабиновичами, не было ни сверхсильных связей, ни крупного наследства, ни серьезных махинаций. Попасть в список миллиардеров «Forbes» этой женщине удалось только благодаря упорному труду и четко продуманной стратегии бизнеса. Весьма примечательно, что в управлении делами ей активно помогают дети. Воспитать достойных преемников, а не просто передать им состояние по наследству, значит, быть не только успешной бизнес-леди, но и мудрой матерью.
Все это – одновременно и секрет славы, и феномен Доротеи Штайнбрух. Некогда она была простой жительницей Сан-Паоло. Теперь её группа компаний – третья по мощности бизнес-империя Бразилии. Её история вдохновляет и обычных жительниц фавелл в пригородах крупных городов, и тех, чья жизнь с самого начала была связана с элитными бутиками, обществом высшего света и лучшим образованием. Доротея Штайнбрух – один из ярких примеров того, что успех человека определяет, прежде всего, сила его характера и готовность работать.
Ксения Жарчинская