В 2010 году бывший глава «Межпромбанка» Сергей Пугачев, который, казалось бы, тихо и мирно пережидал экономический кризис за пределами Отечества, снова привлек к себе внимание российской прессы. Основным информационным поводом послужило то, что в апреле почтенное издание The Sunday Times включило его в список британских миллиардеров, оценив активы предпринимателя в семьсот пятьдесят миллионов фунтов стерлингов.
По большому счету, ничего странного в этом нет. Сергей Пугачев и накануне кризиса был известен как один из весьма состоятельных европейцев. В ТОП-100 российской версии Forbesон, в частности, оказался в «золотой середине» - на пятидесятой строке, притом, что размеры его личного капитала на тот момент достигали двух миллиардов долларов. Впрочем, для Пугачева получение британского гражданства и позиции в модных рейтингах были лишь первым этапом «освоения Европы» - за ним стояли куда более амбициозные, хоть и несколько завуалированные, планы. Так, например, стало известно, что двадцатипятилетний сын олигарха Сергей Пугачев приобрел за двадцать миллионов евро парижскую газету France-Soir. Журналистам версия о наличии столь огромных денег у молодого человека показалась неправдоподобной, и они все же склонны были считать новым хозяином издания самого Сергея Пугачева.
Из ученых – в банкиры
История успеха Сергея Пугачева достаточно своеобразна. Он, собственно, собирался посвятить себя не банковскому делу, а науке: получил два высших образования – в Московском Университете методологи знания и в Ленинградском госуниверситете имени Жданова, защитил диссертацию, стал кандидатом, а затем и доктором технических наук. Когда в Советском Союзе произошла перестройка, Пугачев понял, что можно найти своим знаниям и способностям весьма нестандартное для того времени применение. От должности рядового кредитного инспектора в «Промстройбанке СССР» всего за каких-нибудь пять лет он дослужился до члена правления.
В начале девяностых Пугачев основал уже собственную финансовую структуру – «Северный торговый банк» (СТБ), а позже создал на его базе ООО «Международный промышленный банк», которое специализировалось на обслуживании VIP-клиентов. В частности, услугами «Межпромбанка» пользовались Наина Ельцина, Татьяна Дьяченко и Елена Окулова. По роду деятельности Сергею Викторовичу пришлось завести и знакомство с тогдашним председателем комитета по внешним связям петербургской мэрии Владимиром Путиным и начальником его аппарата Игорем Сечиным. Оно во многом определило «удельный вес» банкира в общественно-политической жизни России на долгие годы вперед. Пугачеву недостаточно было финансовых успехов – он хотел еще успеха политического.
Обещать жениться – не значит жениться
Пик политической активности Сергея Пугачева пришелся на 2000-2002 годы. В это время его назначили представителем от правительства Тувы в Совете Федерации РФ. Поскольку сенатор не может совмещать службу интересам государства с коммерческой деятельностью, то официально пост председателя совета директоров «Межпромбанка» Пугачеву пришлось покинуть.
С именем Пугачева пресса связывала многие интриги, начиная от знаменитого скандала вокруг телеканала НТВ и заканчивая назначением на пост генерального прокурора РФ Владимира Устинова, которого якобы пролоббировал никто иной, как Пугачев.
С бывшим главой «Межпромбанка» экс-президент России Владимир Путин обсуждал правительственную идею об амнистии вывезенного капитала, призванной вернуть деньги отечественных предпринимателей в страну. Любопытно, что сама идея возникла лишь после того, как власти Ниццы устроили проверку операций, совершенных российскими банкирами, на предмет отмывания денег . В Ницце Сергей Викторович тогда проводил довольно много времени – он приобрел там виллу и завел несколько стратегически важных счетов.
Пугачев редко приезжает в Россию, в основном он живет в США, Франции и Великобритании на доходы от «Северной верфи» и «Балтийского завода». С родиной он строит отношения в основном через связи с русской Православной Церковью – банкир начал вращаться в кругах церковной иерархии еще при Алексии II. Он выступает спонсором московского мужского Сретенского монастыря.
Афишировать свою личную жизнь, как и большинство представителей бизнес-элиты, Пугачев не склонен. В 2010 году его пресс-секретарь выступил с опровержением проскользнувшей в СМИ информации о предполагаемой женитьбе олигарха на графине Александре Толстой. Хотя сама правнучка русского классика давала очень откровенное интервью журналу Tatler, где рассказывала о подробностях своего гражданского брака с Сергеем Викторовичем, восторгалась его изумительными человеческими качествами и даже призналась, что они ждут второго совместного ребенка. Видимо, знатная аристократка, воспитанная в английских культурных традициях, не догадывалась о «подводных камнях» русского мужского менталитета. Ведь он часто основывается на принципе: «Жениться и обещать жениться – две большие разницы».
Светлана Усанкова