Аристократический этикет подвержен столь строгим, детальнейшим и неукоснительным традициям и предписаниям, что, пожалуй, в инструкции для космонавтов содержится меньше пунктов и подпунктов, нежели во всевозможных придворных церемониях. Например, в тех странах, где существует монархия, никто не может сидеть в присутствии членов королевской семьи без особого на то разрешения. Но вот есть в Европе женщина, которая смело может наплевать на подобные запреты и продолжать сидеть в присутствии всех европейских монархов, даже если они соберутся в одном помещении. Всем она известна как Каэтана, восемнадцатая герцогиня Альба.
Спасибо предкам - постарались
Донья Мария дель Росарио Каэтана Альфонса Виктория Эухения Франциска Фитц-Джеймс Стюарт-и-Сильва, чаще всего упоминаемая как Каэтана де Альба, родилась в Мадриде 28 марта 1926 года в семье дона Хакобо Фитц-Джеймса Стюарта-и-Фалько, семнадцатого герцога Альба. Дон Хакобо сам по себе был интересной личностью: один из наиболее образованных европейцев своей времени, близкий друг Уинстона Черчилля и короля Испании Альфонсо XIII (монарх, кстати, стал крестным отцом Каэтаны). Однако то значение, которое герцогский дом Альба имел на тот момент и во многом имеет до сих пор, заслуга не его, а его предков.
Так сложилось, что семейство Альба являются одним из знаменитейших аристократических родов Старого Света. Собственно, очень знатной эта семья была и до того, как в конце XV века получила от короля Кастилии и Леона титул герцогов де Альба. Но именно в этом качестве они прославились и вошли в мировую историю, став к настоящему моменту обладателями почти двухсот титулов. Решающую роль в этом сыграл, конечно, третий герцог Альба, дон Фернандо Альварес де Толедо, живший в XVI веке и в историю Нидерландов вошедший как безжалостный палач и душитель нидерландской войны за независимость. А вот в историю Испании - как один из величайших военных деятелей страны, одержавший такое количество побед, которого хватило бы на нескольких Наполеонов.
Знаменита также тринадцатая герцогиня Альба, жившая во второй половине XVIII столетия, бывшая одной из наиболее блестящих женщин своего времени, покровительницей, предположительно любовницей гениального Франсиско Гойи и не менее предположительно моделью для его знаменитейших полотен «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Так что Донья Мария дель Росарио Каэтана Альфонса Виктория Эухения Франциска Фитц-Джеймс Стюарт-и-Сильва не просто родилась в рубашке, она родилась в золотой рубашке.
Жениться по любви не может не только король, но и герцогиня
Каэтана де Альба стала постоянной героиней заметок в прессе, репортажей на телевидении и вообще персонажем широкого общественного обсуждения в уже достаточно зрелом возрасте, около пятидесятилетнего рубежа. До семидесятых годов она вела, в общем-то, тихую и неприметную жизнь главы одной из знатнейших и богатейших семей Испании и всей Европы, будучи замужем с 1947 года за Луисом Мартинесом де Ирухо-иАртаскосом, представителем княжеского дома Сотомайор - тоже достаточно знатного, но до славы герцогов Альба не подошедшего и близко. В семье, оказавшейся на редкость для аристократических браков счастливой, родились четыре сына и дочь. Однако в 1972 году случилось несчастье, супруг Каэтаны скончался от наследственной болезни. И вскоре Каэтана де Альба, сама того не желая, оказалась в центре горячих общественных обсуждений, будучи сама по себе скорее затворницей, предпочитающей тихие домашние радости, занятия спортом и посещения корриды всевозможным светским тусовкам. Дело в том, что общественность принялась неожиданно горячо обсуждать ее личную жизнь - еще бы, ведь речь идет о самом герцогском доме Альба. Так что даже ее второй брак, когда она в 1978 году вышла замуж за Хавьера Агирре, не принадлежавшего к сливкам испанского общества, да к тому же бывшего на восемь лет младше Каэтаны, подвергся тщательному разбору. Разумеется, пресса писала о том, что Агирре женился на герцогине из корыстных побуждений. Но в те времена пресса все-таки не достигла такого влияния, как в наши дни - поговорили-поговорили, и вскоре благополучно забыли.
Однако та история не идет ни в какое сравнение с той настоящей бурей, которая разразилась вокруг Каэтаны де Альба уже в двухтысячные годы. В 2001 году она овдовела второй раз, а через несколько лет поползли слухи о том, что Каэтана собирается снова под венец - на этот раз с неким торговцем антиквариатом Альфонсо Диасом. Разумеется, ситуация, когда речь идет о возможном браке женщины восьмидесятилетнего возраста, да еще с мужчиной по имени Альфонсо и на четверть века младше ее, разговорам о браке по расчету самое место. Тем более, если речь идет о владелице богатейших земельных угодий, которые располагаются по всей Испании и которых, собранных вместе, вполне бы хватило для создания небольшой европейской страны. И на этот раз основной шум подняли уже сыновья Каэтаны: ведь дело в том, что по законам испанской аристократии, если женщина - глава аристократического дома, выходит замуж в третий раз, то она может сделать своим наследником мужа, а не детей от прежних браков. Такая возможность, разумеется, сыновьям не понравилась, и они обратились напрямую к королю Хуану Карлосу II, ведь испанский монарх обладает правом в исключительных случаях накладывать вето на определенные решения, касающиеся личной жизни самых знатных родов страны. Видимо, рассудив, что Альфонсо Диас полностью оправдывает свое имя, Хуан Карлос II в 2008 году запретил Каэтане де Альба вступать в третий брак.
Александр Бабицкий