Это в России продюсеры основных телеканалов являются медийными персонами и зачастую известны и популярны у широкой публики не меньше, чем самые раскрученные телеведущие и шоумены. А в США продюсер телеканала или киностудии (что чаще всего является подразделениями одной компании) обычно играют роль могущественных серых кардиналов, которые за кулисами по-настоящему творят телевидение. Не то чтобы Гейл Берман, возглавляющая компанию Paramount Pictures, скрывается от прессы. Однако за пределами США о ней слышали немногие.
Любить театр - зарабатывать на телевидении
Гейл Берман родилась в 1957 году на Лонг-Айленде, в штате Нью-Йорк. О ее детстве не известно практически ничего, кроме запечатленной с ее слов ранней любви к театру в общем и к бродвейским постановкам в частности. Именно по этой самой любви Гейл после школы поступила в Университет Мэриленда, который успешно окончила в 1978 году со степенью по театральному искусству. Правда, драматурга из нее не получилось, она довольно быстро поняла, что нового Шекспира из нее не выйдет.
Однако обнаружилось, что у нее настоящий талант продюсера - заметить по-настоящему талантливое произведение и сделать все, чтобы представить его зрителю в наилучшем виде. Если кто-то полагает, что профессия продюсера востребована лишь на телевидении и в кино, тот заблуждается: театр уже давно стал частью шоу-бизнеса, хорошо это или плохо, а в шоу-бизнесе без продюсеров никуда. Заметив одну понравившуюся театральную поставновку на одной из площадок Мэриленда, Гейл подключила своих состоятельных знакомых и сначала добилась постановки спектакля в Вашингтоне, а потом пробилась и в Нью-Йорк, на знаменитый Бродвей.
Вскоре пробивную и креативную женщину с задатками талантливого руководителя и чутьем настоящего продюсера заметили на телевидении (еще бы, когда один за другим продюсируемые ею спектакли стали получать престижные премии) - и предложили работу. Первым ее проектом стало образование канала Comedy Channel, ставшего ответвлением общенациональной телесети HBO (Home Box Office). На момент начала работы Гейл не имела никакого опыта работы на телевидение. Она так и сказала своим новым работодателям: «Я ничего не понимаю в телевидении, зато сценарии читать и работать в команде я умею». Но именно здесь она изучила основы бизнеса и прошла путь от продюсера-наблюдателя до исполнительного продюсера всего за несколько лет. В середине девяностых, когда Comedy Channel, объединившись с аналогичным проектом канала MTV, перерос в Comedy Central, Берман вновь ощутила, что пора идти дальше и вместе с мужем, телевизионным сценаристом Биллом Мастерсом, переехала в Лос-Анджелес.
До Опры Уинфри, конечно, далековато, но «никогда не говори никогда»
В Калифорнии, устроившись в компанию Regency Television, Берман быстро показала свой профессионализм и творческую состоятельность: ведь именно она протолкнула в производство в 1997 году сериал «Баффи - истребительница вампиров», который не только стал главным телехитом на ближайшие несколкьо лет, но и приобрел по-настоящему культовый характер. Последовавший за ним сериал-продолжение «Ангел» пусть и был менее ярок, но также пользовался немалой популярностью. Уже в 2000 году Гейл Берман переманил один из голливудских «мэйджеров», компания XX век Фокс, руководство которого предложило ей возглавить телевизионное отделение, национальную телекомпанию Fox Broadcasting Company. Телеканал Fox к тому моменту не мог похвастаться успехами в борьбе с основными конкурентами, его рейтинги медленно, но верно ползли вниз. Однако с приходом на пост президента Гейл постепенно все изменилось.
Настоящим триумфом новой продюсерской креативной группы Fox Broadcasting Company стали запуски в 2002 году таких сверхпопулярных реалити-проектов: American Idol и Joe Millionaire - их рейтинги зашкаливали, что существенно повысило позиции канала. Казалось бы, больше Гейл Берман не о чем было и мечтать - она стабильно стала входить в число наиболее влиятельных женщин американского телевидения по всевозможным рейтингам, хоть и уступая безусловной королеве экрана Опре Уинфри, но все более и более укрепляла свою репутацию. Однако в 2005 году Берман решила, что телевидение для нее если и не пройденный раз и навсегда этап, то менее интересное направление, а вот Голливуд... И уже в марте тоготже года она стала президентом кинокомпании Paramount Pictures, ее приглашение стало одним из первых шагов нового председателя совета директоров киностудии Билла Грея.
Александр Бабицкий