Марк Рудинштейн для российского кино фигура знаковая во многом потому, что он стал одним из первых в кинематографической среде продюсеров западного образца. В советском кино продюсеров как таковых не было, и быть не могло, продюсером было государство. В последние годы существования СССР открылось множество кинокооперативов, но и их еще нельзя было назвать полноценными продюсерскими центрами. Так что Рудинштейн стал одним из тех, кто примером своей деятельности продемонстрировал отечественному профессиональному сообществу, что переходить на новые рельсы можно и нужно.
Безответная любовь к искусству
Марк Григорьевич Рудинштейн родился 7 апреля 1946 года в Одессе в еврейской семье. Детство у будущего продюсера сложилось непросто: сложности послевоенных лет соединились с особенностями одесской жизни того времени. По собственному признанию Рудинштейна, он был не понаслышке знаком с колонией для несовершеннолетних и в шестнадцатилетнем возрасте понял, что если не вырвется из привычного родного окружения, то пойдет по наклонной и закончит жизнь закоренелым преступником. Поэтому он решил начать новую жизнь и фактически сбежал из дома в промышленно-портовый город Николаев, где и начал собственную трудовую биографию.
Некоторое время Рудинштейн работал слесарем судосборщиком на Николаевском судостроительном заводе (кстати, это единственная профессия, отмеченная в его трудовой книжке). Когда пришло время поступать в ВУЗ (а в советские времена для рабочей молодежи процедура поступления была льготной), он выбрал факультет журналистики Ленинградского университета. Однако баллов для зачисления не хватило, и он оказался на историко-философском факультете. Впрочем, там Рудинштейн надолго не задержался - спустя год его призвали в ряды Советской Армии.
Именно в армии произошел первый контакт Марка Григорьевича с миром искусства. Этим искусством стала самодеятельность, а сам Рудинштейн стал в военном ансамбле песни и пляски сначала ведущим концертов, а потом наладил широкую культурно-развлекательную деятельность. Этот опыт подсказал ему попробовать себя на ниве кино - и после демобилизации он поступил в Театральное училище имени Щукина. Студент Рубинштейн был на хорошем счету и в 1972 году должен был уже закончить училище. Но когда он был на четвертом курсе, его отчислили - из-за эмигрировавшего в Израиль старшего брата. Так что непосредственно в мир искусства Марку Григорьевичу войти не удалось.
От СИЗО до «Кинотавра»
Приобщился к прекрасному и вечному Марк Рудинштейн по-другому - устроившись на административную работу в «Росконцерт». В реалиях советской эстрады именно «Росконцерт» был во многом аналогом современных продюсерских центров, организовывая гастроли исполнителей. Эта деятельность в финансовом плане всегда находилась в тени, так что работа концертным администратором или концертным директором различных исполнителей всегда была связана с определенными денежными операциями.
С 1982 по 1987 год Марк Рудинштейн постоянно находился под следствием, которое с начала восьмидесятых активно велось против различных деятелей советской эстрады. В 1986 году ему даже было предъявлены обвинения в даче взяток и присвоении государственного имущества, из-за чего Рудинштейну пришлось провести около года в заключении - сначала в «Бутырке», потом в «Матросской тишине». По словам Марка Григорьевича, ему просто повезло - хотя дело и было сфабриковано, неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на дворе был не 1987 год, время, когда многое в Советском Союзе менялось. В итоге после апелляции все обвинения были сняты. В итоге ему была начислена за год зарплата, на которую он смог приобрести свой первый скромный автомобиль.
Вскоре Рудинштейн организовал собственную фирму, которая занималась организацией проката кино- и видеофильмов. Таким образом он смог заработать стартовый капитал. Этот капитал позволил ему в 1989 году провернуть одну из главных сделок в своей жизни: он приобрел права на прокат картины Петра Тодоровского «Интердевочка». Фильм стал лидером проката СССР, что позволило лично Рудинштейну заработать несколько миллионов долларов. Эти деньги она начал вкладывать в производство кинокартин, наиболее успешной из которых стал фильм «Супермен», принесший в прокате около 13 миллионов долларов.
На этой базе в девяностые годы Марк Рудинштейн и пытался с помощью как собственных денег, так и привлеченных средств (после того, как он отказался давать показания на своих коллег, в мире будущего шоу-бизнеса у него завязалось немало связей) каким-то образом оживить находившееся в глубоком кризисе российское кино. Главным его мероприятием на этом поприще являлся, конечно, международный кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, продюсером и директором которого он был на протяжении около 10 лет, начиная с 1994 года.
Александр Бабицкий