Аркадий Гайдамак может смело претендовать на роль символа крупного предпринимателя конца XX - начала XXI веков. Судя по всему, совсем скоро уже место подобных фигур займут воротилы формата Билла Гейтса и Марка Цукерберга, скромные, внешне неприметные люди с компьютерами в руках, ворочающие огромными состояниями, выкачанными из информационных технологий. Так что к фигурам вроде Гайдамака стоит присмотреться внимательнее, как на исторический реликт.
Гражданин четырех государств, родившийся в пятом, проживающий в шестом
Аркадий Александрович Гайдамак родился 8 апреля 1952 года в городе Бердичев, Украина (по другим сведения, там он только провел детство, а родился в Москве). В возрасте двадцати лет Гайдамак стал участником процесса репатриации советских евреев и переехал в Израиль. После полугодичного проживания в особом сельхозпоселении, кибуце, устроился в качестве палубного матроса на либерийский нефтяной танкер. Всего через несколько месяцев, воспользовавшись стоянкой танкера в порту Марселя, сошел на берег, приехал в Париж и остался во французской столице фактически в качестве нелегального эмигранта.
Это не помешало ему заработать денег на учебу в техническом колледже, а после его окончания открыть фирму, специализирующуюся на переводе на французский язык иностранной технической документации. В конце восьмидесятых, воспользовавшись перестройкой в СССР, стал скупать в Советском Союзе сырье, перепродавая его на западном рынке в несколько раз дороже. Эти операции принесли Гайдамаку уже к началу девяностых состояние в несколько десятков миллионов долларов. Впоследствии он стал активным игроком на российском рынке: в СМИ сообщалось о его интересах в агропромышленном комплексе. Вместе с торговыми операциями в Африке эта деятельность принесла Гайдамаку статус одного из немногих израильских долларовых миллиардеров (эксперты оценивали его состояние в пределах 2-5 миллиардов).
В Израиле же Гайдамак попытался стать публичным политиком, в 2007 году он выразил намерение занять пост мэра Иерусалима и создал общественное движение и политическую партию «Цэдек Хеврати» («Социальная справедливость»). Однако на выборах на пост мэра Иерусалима в ноябре 2008 года он с треском проиграл, набрав менее 4 % голосов избирателей. По собственному признанию Гайдамака, сделанного весной 2011 года, мировой финансовый кризис больно ударил по его деловым позициям, и в настоящее время его активы насчитывают не более полумиллиарда долларов. Кстати, Аркадий Гайдамак, в настоящее время в основном проживающий в Москве, имеет гражданство Израиля, Франции, Канады и Анголы.
Скандалы, интриги, расследования
Однако многие журналисты связывают ухудшение финансового положения Аркадия Гайдамака и его имиджа вовсе не с мировым кризисом, а с многочисленными скандалами, связанными с деятельностью предпринимателя в Анголе в девяностые годы. Согласно данным средств массовой информации, деловая деятельность Гайдамака в Анголе, начавшаяся в 1992 году, была непосредственно связана с перепродажей различных видов вооружения с постсоветского пространства. Сам бизнесмен был посредником между властями страны и международными торговцами оружием, связанными с высшим эшелоном французских властей эпохи Франсуа Миттерана.
После того, как в 2000 году французское правосудие начало расследование поставок в Анголу оружия советского производства взамен предоставления льгот французским нефтедобывающим компаниям, Гайдамак выехал из Франции и был объявлен Интерполом в международный розыск в качестве фигуранта по делу. Первоначально в 2001 году дело было прекращено из-за многочисленных процессуальных нарушений. Однако через несколько лет следствие было возобновлено, на этот раз уже с новой доказательной базой и в соответствии со всеми правилами. В октябре 2009 года французский суд признал Гайдамака виновным в организации незаконных поставок оружия в Анголу и заочно приговорил Гайдамака и к шести годам тюремного заключения. Одновременно с этим официальное обвинение в отмывании около 170 миллионов долларов Гайдамаку предъявила уже прокуратура Израиля. В дополнение ко всему спустя несколько дней один из фигурантов «ангольского дела», бывший министр внутренних де Франции Шарль Паскуа публично заявил, что Гайдамак являлся агентом французских спецслужб.
Александр Бабицкий