Петр Кельнер, самый богатый человек Чешской Республики, занимает скромное семьдесят шестое место в списке Forbes с показателем в шесть миллиардов долларов. Финансовые победы Кельнера в большей степени связывают с приватизацией. Многие бизнесмены делали гигантские капиталы, собирая экономические осколки империи, и Кельнер не является исключением.
Он основал «Первый приватизационный фонд» (PPF), а затем получил миллионный кредит у стекольного магната Штепана Поповича на развитие бизнеса. В частности, деньги были нужны на создание инфраструктуры и на рекламу. Уже в ближайшем будущем инвестиции Поповича окупились и «Первый приватизационный фонд» из управляющего активами плавно перерос в собственника. Происходило это за счет массовой скупки акций и других ценных бумаг предприятий. Это напоминает российский вариант приватизации в несколько очеловеченном виде. Фонды «Первого приватизационного фонда» затем были объединены в холдинговую структуру, чтобы укрупниться и сбросить всех рейдеров, которые также проработали схему массовой скупки новых акций.
Чтобы лучше понять личность Кельнера, стоит проанализировать интересный факт: в 1995 году он пошел на громадный риск, продав 60% акций сверхприбыльного PPF, чтобы купить 20% акций Чешской страховой компании. В результате сделки компания перешла под управление PPF, а Кельнер приумножил богатство. Уже к 2001 году первоначальные затраты на приобретение казались сущим пустяком на фоне многомиллионной прибыли.
Кельнер в России
Примечательным является тот факт, что большую часть своего состояния Петр Кельнер заработал на сделках с российскими партнерами. Собственно, именно с этой страной связана значительная часть его богатства, потому что свой путь к огромным российским деньгам Кельнер начал с визита в столицу. Было это в 1993 году, когда в Чехии приватизация уже подошла к концу, а в России только начиналась.
Напомним, что в те годы в России у власти была молодая команда экономистов, которые предложили свой проект спасения экономики. Как потом оказалось, чековая приватизация создала серьезное поле для коррупции и злоупотреблений властью. В России Петр Кельнер создал несколько инвестиционных фондов, но в истории, пожалуй, останется «Петр Великий».
Эта организация купила свыше ста тысяч ваучеров, которые были обменены на различные доли в государственных предприятиях. Всего их количество оценивалось более чем в 130 единиц, а общая сумма инвестиций составляла сотни миллионов долларов. Второй кит финансового благополучия Кельнера - это прямые инвестиции. При этом чех не особо просчитывал ходы: он просто скупал то, что можно было скупить.
Надо заметить, инвестиции были очень удачными и воздались Петру существенной прибылью. С другой стороны, российская приватизация была непредсказуемой. Некоторые заводы, доли которых приобрел Кельнер, оказались не только убыточными, но и со временем были закрыты. Однако стратегия количественного роста все же увенчалась успехом. Аналитики считают, что именно менталитет чеха позволил ему сблизиться с зарождавшимся в те времена кланом олигархов и совместно решать многие вопросы.
В отличие от немцев, Кельнера не пугала необходимость обильного употребления спиртных напитков и «финансовой помощи» местным чиновникам. Остановить работу с российскими компаниями его вынудил августовский кризис 1998 года, убытки от которого чех оценивает примерно в полмиллиарда долларов.
С долларом на русского медведя
После дефолта «Первый приватизационный фонд» ни за что не хотел возвращаться в Россию, но Кельнер все-таки убедил своих партнеров рискнуть. Собственно, результатом второго похода на Москву стал Home Credit Bank, который сейчас является одним из самых успешных финансовых институтов России. В планах менеджмента - плотный охват рынков индустриальных монстров: Китай, Индия, Вьетнам.
Еще одно прибыльное дело, которое богатейший чех планеты начал в России - это страхование. Об увлекательной инвестиционной деятельности «Первого приватизационного фонда» и Кельнера лично можно написать пособие для экономистов: прямые инвестиции ППФ в России составляют несколько сотен миллионов долларов ежегодно. В 2008 году компания почти за бесценок выкупила «Эльдорадо».
Как и в самом начале своей инвестиционной деятельности, чех много денег тратит на рекламу, которая сопровождает каждый его проект.