Когда звучит название Microsoft, все немедленно вспоминают Билла Гейтса. И это естественно: создатель и на протяжении долгих лет руководитель гиганта компьютерной индустрии, постоянно пребывающий либо на троне самого богатого человека в мире, либо неподалеку от него, Гейтс уже стал символом, даже именем нарицательным. Однако люди, интересующиеся историей Microsoft несколько подробнее, хорошо знают, что очень важен для компании и вечный «второй номер», который в данное время вполне официально занимает пост номер один - Стивен Балмер.
Трудоголик с соревновательным азартом - страшная комбинация
24 марта 1956 года в пригороде Детройта, автомобильной столицы США, родился Стивен Энтони Балмер. Сейчас, когда он является мультимиллиардером, возглавляя одну из самых могущественных компаний на планете. Сложно представить, что начинал он свой путь с довольно среднего старта. Нет, Балмер был не из самых низов, но и к американской элите он не принадлежал. По матери он происходил из еврейского рода, десятилетиями проживавшего на территории Белоруссии. Его отец, Ханс Фридрих Балмер, был швейцарцем, эмигрировавшим в США будучи уже взрослым человеком. Балмер-старший так до конца жизни и не оправился от акцента, хотя его работой менеджера среднего звена, были весьма довольны в детройтском представительстве автомобильной компании Ford. Кстати, Стивен Балмер на всю жизнь сохранил любовь к автомобилям Ford, предпочитая даже при банковском счете с десятизначными цифрами ездить на автомобиле Lincoln Continental 1981 года выпуска.
Так что Балмер однозначно из тех, кто добился всего сам. Тем более, что этому способствовал сплав таких качеств, как ум, трудолюбие, стремление во всем добиваться успеха. Стивен сумел поступить в 1973 году в Гарвард, что для выходца из семьи со стабильным, но скромным достатком было весьма непросто. В Гарварде же он сумел стать одним из наиболее популярных студентов: он успешно играл за студенческую футбольную команду, писал статьи сразу для двух газет, возглавлял студенческое общество и при этом еще успевал учиться. Именно в Гарварде состоялась его судьбоносная встреча с юным Биллом Гейтсом, своеобразным молодым человеком, для которого Балмер сумел стать одним из немногих друзей. После окончания в 1977 году Гарварда со степенью бакалавра математических и экономических наук Балмер два года отработал менеджером в знаменитой компании Procter&Gamble, затем поступил на высшие курсы экономики. Но в июне 1980 года университетский друг Билл Гейтс попросил Балмера помочь ему и временно поработать в его совсем молодой компании Microsoft, в которой на тот момент было всего 23 сотрудника.
Миллиардер на зарплате
Балмер согласился помочь приятелю и занял должность менеджера по продажам и маркетингу, то есть взялся за то направление, по которому он работал в Procter&Gamble. Но очень скоро оказалось, что Стивен Энтони Балмер и молодая, но амбициозная компания Microsoft - как будто созданы друг для друга. Балмеру нашлось, где развернуться с его неистощимой энергией, настоящим талантом убеждения, фанатичной преданностью делу и неистовым желанием достичь результата во что бы то ни стало. А Билл Гейтс получил помощь человека, который мог продвинуть предлагаемые Microsoft идеи, решения и товары на бурно развивающемся рынке компьютерного обеспечения. Собственно, Гейтс определял, что разрабатывать (или заимствовать и улучшать), а Балмер придумывал, как это продать. Поэтому неудивительно, что есть немало сторонников идеи о том, что Билл Гейтс это, конечно, хорошо, но без Балмера Microsoft так и осталась бы одной из многих малобюджетных компьютерных компаний Силиконовой Долины.
Но самое удивительное даже не в той эффективности тандема Гейтс-Балмер, которая и сделал Microsoft практически монополистом в сфере компьютерных операционных систем. Самое удивительное - это то, что Стивен Балмер сумел стать первым в истории миллиардером, который заработал свое состояние не в качестве создателя или совладельца крупной компании, не в качестве родственника некоего успешного бизнесмена, а как наемный работник. Это первоначально зарплата Балмера в компании составляла всего лишь 50 тысяч долларов в год. Однако уже тогда Гейтс решил стимулировать друга, пообещав ему в качестве вознаграждения 7 % акций компании. В 1986 году, когда «Майкрософт» только вышел на биржу, это не казалось каким-то умопомрачительным вознаграждением. Однако уже в начале девяностых дела компании пошли настолько хорошо, что все финансовые издания мира объявили: Стивен Балмер стал миллиардером. Разумеется, его доходы со временем не уменьшились, а только увеличились после 2000 года, когда Гейтс решил сосредоточиться на консультативно-концептуальных функциях, отошел от повседневного руководства компанией и доверил ее Балмеру. В 2006 году его состояние равнялось 13,6 миллиардов долларов, спустя год составляло уже 15 миллиардов. Мировой кризис снизил деловую активность во всех сферах, доходы Microsoft и стоимость самой компании несколько сократились, однако к настоящему моменту это снижение практически удалось преодолеть: так, в марте 2011 года стоимость активов Стивена Балмера составила 14,5 миллиардов долларов.
Александр Бабицкий