Восприятие миллиардеров советским человеком было примерно следующим: это капиталист до мозга костей, день и ночь думающий о том, как заработать побольше денег и при этом использующий все возможности для того, чтобы прямо и косвенно оказывать влияние на политическую и общественную жизнь. Конечно, в этом образе немало карикатурного, однако если есть до сих пор в Европе миллиардеры, близкие к нему, то французский предприниматель Серж Дассо является одним из них.
Семейный бизнес
4 апреля 1925 года, когда Серж Дассо, один из богатейших европейцев современности, появился на свет, он носил фамилию «Блох», как и вся его семья и его отец, Марсель Блох. Собственно, именно Марсель Блох и был основателем авиастроительной компании Dassault, явившейся основой сегодняшней бизнес-империи Groupe Dassault. Марсель Блох родился в 1882 году в семье еврейского парижского врача и до возраста 27 лет шел по проторенному семейному медицинскому пути. Однако в 1909 году он увидел один из демонстрационных полетов пионеров авиации, американских инженеров братьев Райт, приехавших в Европу с «гастролями», и его жизнь круто изменилась. Он стал буквально одержим идеей полетов и создания аппаратов, которые сделают это возможным. Вскоре он уже поступил в первое в мире учебное заведение, выпускающее авиационных инженеров, и закончил его аккурат накануне Первой мировой. Тем не менее. Блох успел проявить свой инженерный талант, сконструировав особый тип пропеллера, который был установлен на все военные самолеты французской армии. В 1918 году он собрал первый самолет по своим чертежам, и это стало началом его собственной компании.
Правда, в 1936 году Марселю Блоху пришлось начинать все сначала, так как пришедшие у власти социалисты национализировали его компанию как стратегически важную, однако он не растерялся, основал новую компанию Société Anonyme des Avions Marcel Bloch, которая была столь успешной, что начала поставлять самолеты Bloch на вооружение французской армии. Творения Марселя Блоха оказались единственными, которые в ходе недолгой франко-немецкой войны 1940 года были в состоянии на равных сражаться с авиацией Рейха. Блох так и не согласился на сотрудничество с нацистами, несмотря на многочисленные убеждения, угрозы и восемь месяцев пребывание в Бухенвальде. После концлагеря Блох был частично парализован, однако активно принялся развивать собственную компанию, которая была переименована в Groupe Industriel Marcel Dassault.
Дело в том, что в 1946 году все семейство Блох сменило фамилию на Дассо, взяв в качестве псевдоним Поля Блоха, брата Марселя и героя французского Сопротивления. В семейной компании Серж Блох работал с самог начала ее нового основания в 1946 году, однако возглавил ее уже в солидном возрасте, в 1986 году. К тому времени компания Dassault уже была стараниями Марселя Дассо и его ближайших наследников превращена в одного из основных поставщиков военных самолетов для французской армии, а также одним из главных производителей самолетов класса «бизнес-джет» на планете.
С небес на землю
Шутка ли сказать - к настоящему моменту компания Сержа Дассо контролирует немногим менее 20% всего мирового рынка «бизнес-джетов», которые его отец начал производить еще в начале шестидесятых, став пионером и в этой области. Однако в последние десятилетия бизнес-группа Groupe Dassault это не только авиация, хотя, конечно, это приоритетное направление. С двухтысячных годов Серж Дассо сосредоточился на политике и на медиа-бизнесе. Возможностью приобретения СМИ и контроля над ними семейство Дассо интересовалось уже давно - еще Марсель Дассо стал покупать различные газеты, Серж активно скупал региональные издания и в 1997 году пытался приобретать отдельные центральные газеты. Тогда это не получилось и он решил отложить начало действий до лучших времен.
Эти лучшие времена наступили довольно быстро: в 1999 году Серж Дассо покинул пост главы семейного компании вследствие заложенного в ее уставе пункта, что на главном посту не может находиться человек, достигший возраста 75 лет. Groupe Dassault перешла в руки четырех сыновей Сержа, каждый из которых возглавил отдельное ее отделение при первенстве Лорана Дассо. Серж Дассо остался почетным президентом и главным советником, однако сосредоточился на получении контроля над французскими СМИ. В 2004 году он получил контроль над крупным медиа-концерном «Сокпресс» (Socpresse), в который входят десятки французских и бельгийских газет и журналов, а также несколько телеканалов.
Главной жемчужиной концерна является, конечно, одна из ведущих французских газет «Фигаро» (Le Figaro). Дассо с самого начала не скрывал, несмотря на постоянную критику левых политических сил, что будет использовать принадлежащую ему прессу для отстаивания собственных позиций и для поддержки консервативных политических партий. Оппоненты Сержа Дассо утверждают, что миллиардеру, являющемуся поставщиком армии, выгодно нахождении у власти правых, так как это связано с усилением военной мощи и увеличением заказов его компании. Жизнь показывает, что эти предположения не беспочвенны: с 2004 года позиция «Фигаро» все более «правела», а состоянии Сержа Дассо с 6.4 миллиардов долларов в 2004 году увеличилось до 9 миллиардов долларов в 2008 году.
Александр Бабицкий