Управление компанией было для молодого Хироси Ямаути чем-то вроде неизбежности. Унаследовав пост директора небольших предприятий по производству игральных карт Yamauchi Nintendo и Marafuku от своего деда, он возглавил этот бизнес всего в 22 года, даже не успев закончить обучение в университете Васэда.
Множество обязанностей для свободолюбивого избалованного франта было в тягость. Поэтому некоторое время он безуспешно пытался отказаться от полученной должности. Тем не менее, Ямаути все-таки взял бразды правления в свои руки, за полвека приведя корпорацию в топ лидеров индустрии игр.
55 лет трудового стажа
Сначала, освободив сотрудников от необходимости соблюдать многочисленные «полурелигиозные» традиции и трепетать перед начальством, он предоставил им полную свободу творчества, справедливо полагая, что в индустрии игр нет места закостеневшей корпоративной культуре. Затем, объединив две компании в одну – Nintendo Koppai, он перенес все производственные мощности в Киото и приступил к расширению производства. Реакцией на ряд перестроек стали забастовки работников, не принявших новаторский курс молодого директора. На это Хироси Ямаути ответил нечто вроде «Кому не нравится, можете уходить» и приступил к разработке оригинальных игр, набрав в новый креативный отдел молодых инженеров.
Пластиковые карты вместо бумажных стали первой инновацией команды Ямаути. Но на совершенствовании материалов разработчики не остановились. Они решили отвлечься от карт и двинулись к развитию игр нового поколения. Раскладная механическая игрушка Ultra Hand, похожая на руку робота, световой пистолет, первая электронная портативная игра Game&Watch - все это товары, попавшие на рынок, благодаря таланту инженера Гумпея Ёкои и девелоперской интуиции Хироси Ямаути. В начале семидесятых приоритетом Nintendo стали электронные платформы и игровые автоматы, ориентированные на западный рынок. Но вскоре они стали продавать и первые видеоигры.
Настоящего успеха компания достигла, выпустив в восьмидесятых игровую приставку Famicom, гордо названную создателями семейным домашним компьютером. Стоившая в два раза дешевле Sega и Atari, она не уступала конкурентам по функционалу и стала прорывом на японском рынке. Под названием NES эта система вскоре завоевала и рынок США. Позднее ей на смену пришла более совершенная приставка SNES. А настоящим триумфом Nintendo стала первая полностью трехмерная игра Super Mario 64. Еще до 2003 года она была продана тиражом 11 миллионов экземпляров.
В итоге компания Хироси Ямаути вошла на рынок как один из крупнейших производителей консолей и программного обеспечения для видеоигр. На позиции директора Хироси находился 55 лет. Из небольшого предприятия с оборотом чуть больше 150 миллионов йен в год Ямаути сделал Nintendo всемирно-известной компанией с миллиардными прибылями. В 2005 году он покинул пост управляющего, оставив за собой право быть советником и акционером. Причиной ухода стали проблемы со здоровьем. После успешного курса лечения в госпитале Киото его состояние улучшилось. За здоровье Хироси щедро наградил врачей, пожертвовав на счет больницы 60 миллионов долларов.
Состояние в стиле «Йо-Йо»
Сведения о финансовом состоянии миллиардера ежегодно публикуются в двух списках Forbes. Хироси Ямаути – их постоянный завсегдатай. Речь идет о проектах Japan's 40 Richest («40 богатейших людей Японии») и The World's Billionaires («Миллиардеры мира»). Под фотографией счастливого улыбающегося лица нестареющего Ямаути каждый год разные цифры - от 2 до 7 миллиардов долларов. Состояние его то растет, то вновь опускается. Причина - колебания в прибыли компании Nintendo, крупнейшим индивидуальным акционером которой бизнесмен является после своего ухода.
В 78 лет помимо акций источником дохода экс-директора Хироси Ямаути стало десятимиллионное содержание, от которого он, правда, отказался, попросив отнести его на счет прибыли предприятия. Богатства бизнесмена тогда оценивались в 2,2 миллиарда долларов, и он находился на 14 месте в списке Japan's 40 Richest. В 2008 году Хироси Ямаути возглавил топ-лист богатейших японских миллиардеров с показателем 7,8 миллиардов долларов. Предприятие тогда за год увеличило свою прибыль на 48%. А в 2009 году опустился на третье место с цифрой 4,5 миллиарда долларов. На конец 2010 года восьмидесятидвухлетний пенсионер был седьмым в списке с состоянием 3,8 миллиардов долларов. Nintendo, ранее самый востребованный производитель видеоигр в США, в тот период уступило позиции Sony's PlayStation 3.
В списке The World's Billionaires Хироси Ямаути прыгает с места на место уже не в первой десятке, а во второй сотне. В мае 2008 года он был на 149 позиции с показателем 6,4 миллиардов долларов. К октябрю 2010 года оказался на 201 месте с состоянием 4,2 миллиардов долларов. А в марте 2011 года его финансовые ресурсы, по версии Forbes вновь «приросли» - до 4, 5 миллиардов долларов. В общем, состояние Хироси Ямаути меняется столь динамично, что вызывает ассоциации с небезызвестной японской игрой.
Ксения Жарчинская