Таланты Остапа Бендера, названного, впрочем, вполне справедливо «великим комбинатором» - просто мелкий пафос по сравнению с дарованиями Виктора Люстинга, выходца из бедной чешской семьи, который, впрочем, всю жизнь представлялся обедневшим австрийским графом («я - сын турецко-подданного!»). Виктор Люстиг - легендарная личность в мире мошенников. Его приключения отнюдь не выдумка писателей, не фантазия. Они - вполне реальны. Этот человек ухитрился обвести вокруг пальца самого Аль Капоне. Он продал Эйфелеву башню. И это - не считая «мелких» мошенничеств, передергивания в карты, лотерей и прочего «лохотрона».
Интересно, что знаменитые мошенничества Виктора Люстига построены на виртуозном знании психологии. Именно это позволяло аферисту не только проворачивать совершенно фантастические комбинации, но долгое время выходить сухим из воды, несмотря на огромное количество арестов - более полусотни.
Аль Капоне он «купил» элементарнейшим образом. Сначала молодой «граф» предложил гангстеру вложить деньги в гарантированно прибыльную схему, которая через два месяца - день в день! - принесет 100% прибыли. Аль Капоне, сам незаурядный психолог, заинтересовался не столько сделкой, сколько «графом». Гангстеру было интересно поиграть с мошенником, как кошка играет с мышью. Но недаром говорят - не комильфо играть с едой!
Получив требуемую сумму ($50000), Виктор Люстиг положил деньги в банк и занялся своими делами. Через два месяца - день в день! - он явился к Аль Капоне, имея при себе все ту же сумму - $50000. И рассказал душещипательную историю о том, что операция не удалась, прибыли нет, но заемные деньги - вот они, тут, в целости и сохранности. Аль Капоне был удивлен и даже тронут. Он, считавший «графа» мошенником, предполагал, что тот попытается скрыться. Правда, была мысль, что «граф» все-таки сказал чистую правду о необычайно прибыльной сделке - ну в самом-то деле, кто ж в здравом уме и твердой памяти будет обманывать короля гангстеров? Но в любом случае появление Виктора Люстига с заемной суммой в руках было неожиданным. Проникшись бедственным положением «графа», Аль Капоне подарил ему $5000 - за честность.
Но это все мелочи. Самую знаменитую аферу, которая внесла имя Люстига в список талантливейших мошенников мира, он провернул в 1925 году в Париже.
Идею подсказала статья в парижской газете, где говорилось о том, что Эйфелева башня ржавеет, состояние ее весьма плачевное, ремонт требует огромных денег, и городские власти склоняются к демонтажу знаменитого сооружения.
Виктор Люстиг снял шикарный номер в самом дорогом и престижном отеле Парижа, изготовил документы, которые утверждали, что он является заместителем начальника Министерства Почты и Телеграфа, разосланы приглашения пяти крупнейшим французским торговцам металлом. Приглашения сообщали о том, что в отеле «Криллон» состоится строго конфиденциальная конференция. Естественно, торговцы прибыли в назначенное время.
Виктор Люстиг объяснил им, что Эйфелева башня, собственно говоря, была построена исключительно как временное сооружение для Всемирной выставки, теперь же она представляет для города не только крупную статью расходов, но и непосредственную опасность - вдруг рухнет. Так что городские власти собираются демонтировать башню. И, конечно же, заинтересованы в том, чтобы продать металл как можно дороже. С каковой целью и объявляется своеобразный тендер на покупку башни.
Торговцы были заинтересованы, особенно Андре Пуассон - он желал не только получить металл, но и войти в историю. Как уже говорилось, Виктор Люстиг был незаурядным психологом. Подметив несомненный интерес, замешанный на тщеславии, он назначил Пуассону отдельную встречу. Вот тут торговец засомневался: ни одной встрече по тендеру не прошло в кабинетах министерства, а все почему-то в номере отеля. Виктор Люстиг сделал гениальный ход. Он прозрачно намекнул Пуассону, что для победы в тендере требуется небольшая взятка. Естественно, ему лично. Торговец немедленно успокоился - мелкое вымогательство прекрасно укладывалось в схему и объясняло все несообразности. Он не только дал требуемую сумму, но и выписал чек на 250 млн. франков, за что получил документы на Эйфелеву башню. К тому моменту, когда выяснился факт мошенничества, Виктор Люстиг уже был в Вене, да еще и с чемоданом, в котором увез те самые четверть миллиона.
Тем не менее, эта сделка не стала поводом для полицейского преследования. Андре Пуассон молчал, как рыба, не желая лишиться репутации проницательного бизнесмена.
А вот вторая попытка продажи Эйфелевой башни уже не удалась - торговец, которого пытался обмануть Виктор Люстиг, заявил в полицию. Мошеннику пришлось бежать в США, где он и был арестован. Суд определил меру наказания - более 20 лет, из них - 15 лет за подделку долларов, 5 - за побег из-под стражи, остальное по мелочи.
Виктор Люстиг умер в 1947 году, после 12-ти лет заключения, в тюрьме Алькатрасс от пневмонии.
София ВАРГАН