Любой россиянин привычно назовет наивысшим достижением Дмитрия Донского победу в Куликовской битве в 1380 году. И будет неправ. Ведь победа эта принесла разве что моральное удовлетворение, буквально через два года Москва была пущена дымом и пеплом, а выплаты дани возобновились, да еще на более жестких условиях - чтобы не хватало больше денег на закупку современного вооружения и на наем войск в других государствах. Хотя, конечно, битва на поле Куликовом сыграла свою роль в последующем достижении Русью независимости от Золотой Орды, но гораздо меньшую, чем политическая деятельность великого князя Дмитрия Донского.
Удивительный он был человек, Дмитрий Донской. Княжил с девяти лет - вначале под опекой митрополита Алексия, а уж затем и самостоятельно. Русь тех времен - это раздробленные удельные княжества, которые отнюдь не ощущали ни национального, ни территориального единства. Князья получали ярлыки на княжение у Золотой Орды, да еще старались подсидеть друг друга. О том, что Орде платят непомерную (кстати, не слишком-то и непомерную) дань, плакались все, но предпочитали не объединение сил для избавления от этого ига, а захват соседских территорий. Так Дмитрию Донскому пришлось воевать сначала отнюдь не с Ордой, а с Тверью и Рязанью. Литовский князь Ольгерд (зять князя Тверского) по наущению тестя неоднократно опустошал московские земли.
Казалось бы, и Дмитрия Донского ждет такая же судьба - получение ярлыка в Орде, а затем - бесконечные войны с соседями за кусок послаще. Но нет. С соседями Дмитрий, конечно же, повоевал достаточно. Вот только войны эти были совсем не такими, как до него. Дмитрий Иванович упрямо и упорно объединял земли под рукой Москвы. Не получалось добром, силой заставлял князей признать верховную власть Москвы. Объединившись с Ярославлем, Ростовом, Суздалью и Новгородом, Москва покорила Тверь, и Михаил Тверской признал в договоре Дмитрия своим «братом старшим» - сюзереном, а Дмитрий провозгласил себя великим князем всея Руси. Это - впервые, до Дмитрия были лишь великие князья городков (великий князь Новгорода, великий князь Рязани, Москвы, Твери и т.д.), а о том, что существует «всея Русь» - об этом первым громогласно заявил Дмитрий Донской.
Отличный политический ход, который автоматически поставил Дмитрия Донского во главе движения за освобождение от Золотой Орды. Орда пыталась поддерживать противников Москвы, но рука князя Дмитрия была нелегка, и соперникам пришлось довольно быстро отказаться от борьбы. Далее последовала битва на реке Воже (1378 год), в которой было разгромлено татарское войско Бегича, а через два года на Куликовом поле стояло уже не одно московское войско, но - чудо из чудес! - объединенные русские силы, и было разбито войско темника Мамая. Кстати сказать, именно после этой битвы князь Дмитрий Иванович стал Дмитрием Донским.
Но победа Куликова поля затем обернулась военным поражением, и Дмитрию с семьей пришлось бежать из Москвы, бросив город на разграбление и сожжение. Попросту некому было оборонять - лучшие воины легли в землю в Куликовской битве, а у татар войск было в избытке.
И все же Дмитрий Донской смог победить Золотую Орду, пусть не на поле битвы, а с помощью политического хода, но от этого победа оказалась не менее эффектной. Победой стала духовная Дмитрия, по которой он передал великое княжение своему старшему сыну Василию. Казалось бы - что тут такого? Но дело в том, что на великое княжение требовалось получать ярлык от Золотой Орды, а Дмитрий, в обход этих правил, передал княжество Василию как «свою отчину», продемонстрировав полную независимость от законов и установлений Орды.
Духовная Дмитрия Донского была той самой искрой, которая разожгла отчаянное сопротивление Золотой Орде в русских землях. Ведь у каждого князя были сыновья, и им тоже хотелось бы передавать земли, как «свою отчину», не оглядываясь на ордынцев и не страшась, что они откажут в получении ярлыка на великое княжение. Смесь патриотизма с практицизмом - вот что предложил Дмитрий Донской русским князьям, и выиграл решающее сражение с Золотой Ордой.
Следует заметить, что дело объединения русских земель Дмитрий так и не довел до конца. Похоже, что это ему и в голову не приходило. Объединив соседей под рукой Москвы, он оставил систему княжеских уделов, и Русь тогда еще не стала единым государством, лишь коалицией независимых союзников. Но тем не менее начало государственности было положено - и в этом несомненная заслуга Дмитрия Донского.
София ВАРГАН